Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Цель, задачи
3.
Планируемые результаты
4.
Учебный план
5.
Учебный календарный график
6.
Организационно педагогические условия
7.
Список литературы
Пояснительная записка
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться
ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному
требованию: быть здоровым и дружить со спортом.
По определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и
социального благополучия.
Лечебная гимнастика в последнее время широко внедряется в дошкольные
учреждения различного профиля и причин этому много: неуклонный рост
числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение
двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных»
занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость
мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Проведение занятий лечебной гимнастики в условиях ДОУ позволяет
своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах
формирования нарушений осанки и свода стопы, поэтому было принято
решение о создании кружка по лечебной гимнастике корригирующего
направления «Мое здоровье».
Цель:
Оказание общеукрепляющего воздействия на организм детей
с
нарушениями опорно – двигательного аппарата и выработка нормальной
осанки.
Задачи.
Оказывать общеукрепляющие воздействие на организм ребенка;
Создать благоприятные условия для увеличения подвижности
позвоночника и профилактики нарушения опорно – двигательного
аппарата;
Формировать и закреплять навыки правильной осанки;
Развивать двигательные способности (равновесие, координация)
Срок реализации программы – 1год
- 1 раз в неделю, во 2-ой половине дня
- время проведения – 15-20 минут
- в месяц – 4 занятия
- в год – 32 занятия
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - оздоровительно-корригирующее
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - обучение детей проходит на специально
организованной деятельности во второй половине дня по окончанию
основных режимных моментов.
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ - группа, количественный состав до 10- 15
человек.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•
Выработка навыка правильной осанки
•
Развитие двигательных способностей дошкольников посредством
спортивно-оздоровительной работы.
•
Повышение уровня физической подготовленности (прирост
показателей развития физических качеств).
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач
программы предусмотрены следующие структуры:
Корригирующая, ритмическая, гимнастики
Динамические и оздоровительные паузы
Релаксационные упражнения
Занимательные разминки
Различные виды массажа
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает
взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять
свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной
жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так
как в результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то,
что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир.
Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его
развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения
двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для
организма детей в результате завышенных требований и физических
нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом
этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он
способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые
технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация
исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в
общении, в процессе которой формируется социальная мотивация
здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при
переходе в школу направлен на создание условий для более успешной
реализации способностей ребенка и обеспечения возможности
сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного
результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня
физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие
трудности – преодолимы;
постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать
что-то новое и научиться новому;
исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его
действий;
сравнение всех результатов ребенка, только с его, собственными, а не
с результатами других детей;
каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с
постоянным успехом.
Формы и методы обучения:
Словесные – объяснение;
Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
Поисковые – поиск новых идей, материалов;
Креативные – творческий подход.
Диагностика:
По результатам медицинского обследования в конце учебного года.
Годовой календарный график
по дополнительной общеразвивающей Программе
«Здоровичок»
Содержание
Количество возрастных групп
3-4 года
1
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
01.10.
8 месяцев
Окончание учебного года
Продолжительность организованной
образовательной деятельности
Недельная образовательная нагрузка
занятий
31.05.
не более 20 мин
1
2
Объем недельной образовательной нагрузки
(в неделю)
Сроки проведения мониторинга
№
1
2-4
о
к
т
я
б
р
ь
5-8
н
о
я
б
р
ь
40 мин
24.10-28.10
24.05-28.05
Учебно – тематический план
по дополнительной общеразвивающей Программе
«Здоровичок»
Тема занятия
Программное
Практические действия
содержание
Ознакомительное Дать представление о
строении человека, о
скелете, его функциях.
Занятия на
Дать представление о
мячах- фитболах мяче, его действие на
организм, знакомить с
оздоровительными и
расслабляющими
упражнениями.
Оказывать
общеукрепляющее
воздействие,
формировать
правильную осанку.
Занятия на общее
укрепление
спины и свода
стопы.(стоя)
Формировать
представление о
функциях скелета и
осанки на внутренние
органы, дать
представление о
возможностях
конечностей.
Оказывать
общеукрепляющее
воздействие,
формировать
правильную осанку,
свод стопы.
П/ И и упражнения на
формирование правильной
осанки «Бревнышки»,
-Комплекс упражнений №1
П/И не соревновательного типа
«Бревнышки», дыхательная
гимнастика «Ладошки»,
«Погончики», «Насос», тренинг
«Качалочка»
-Комплекс упражнений №2
П/И не соревновательного типа
«Передай платочек»,
дыхательная гимнастика 1-3,
тренинг «Качалочка»
-Комплекс упражнений №3
П/И не соревновательного типа
«Догонялки - гусенички»,
дыхательная гимнастика 1-3,
тренинг «Цапля»
-Комплекс упражнений №1а
П/И «Мыльные пузыри»,
дыхательная гимнастика
«Кошка», «Обними плечи»,
«Большой маятник», тренинг
«Морской конек»
-Комплекс упражнений №2а
П/И «Морской хищник»,
дыхательная гимнастика
«Кошка», «Обними плечи»,
«Большой маятник», тренинг
«Морской конек»
-Комплекс упражнений №3а
П/И «Звонкие мячи»,
дыхательная гимнастика
«Кошка», «Обними плечи»,
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
9-12 Занятия с
гимнастической
д палкой.
е
к
а
б
р
ь
1316
я
н
в
а
р
ь
Китайское
искусство
движений.
Формировать у детей
правильную походку
и осанку. Научить
выполнять
упражнения для
укрепления мышц,
участвующих в
формировании свода
стопы. Укреплять
опорно-двигательный
аппарат детей с
использованием
коррекционных
упражнений.
Способствовать
исправлению
имеющих нарушений,
их коррекции,
укреплению мышц
спины, плечевого
пояса, брюшного
пресса, «мышечного
корсета»
«Большой маятник», тренинг
«Солдатик»
-Комплекс упражнений №4а
П/И «Жираф», дыхательная
гимнастика «Кошка», «Обними
плечи», «Большой маятник»,
тренинг «Солдатик»
-Комплекс упражнений №1б
П/И «Волшебные палочки»
дыхательная гимнастика
«Повороты», «Ушки», «Малый
маятник», тренинг «Чертенок»
-Комплекс упражнений №2б
П/И «Мыльные пузыри»,
дыхательная гимнастика
«Повороты», «Ушки», «Малый
маятник», тренинг «Чертенок»
-Комплекс упражнений №3б
П/И «Мыльные пузыри»,
дыхательная гимнастика
«Повороты», «Ушки», «Малый
маятник», тренинг «Растяжка
ног»
-Комплекс упражнений №4б
П/И «Мыльные пузыри»,
дыхательная гимнастика
«Повороты», «Ушки», «Малый
маятник», тренинг «Растяжка
ног»
-Комплекс упражнений №1в
П/И «Корабли-кораблики»
дыхательная гимнастика
«Шаги», «Ладошки»,
«Погончики», тренинг «Ах,
ладошки»
-Комплекс упражнений №2в
П/И «Корабли-кораблики» 1 вар.
дыхательная гимнастика
«Шаги», «Ладошки»,
«Погончики», тренинг «Ах,
ладошки»
-Комплекс упражнений №3в
П/И «Корабли-кораблики» 2 вар.
дыхательная гимнастика
«Шаги», «Ладошки»,
«Погончики», тренинг
«Карусель»
-Комплекс упражнений №4в
П/И «Корабли-кораблики» 3
вар.дыхательная гимнастика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1720
ф
е
в
р
а
л
ь
2124
м
а
р
т
2528
а
п
р
е
«Шаги», «Ладошки»,
«Погончики», тренинг
«Карусель»
Занятия на общее Формировать
-Комплекс упражнений №1г
укрепление
представление о
П/И «Колючка еж», дыхательная
спины и свода
функциях скелета и
гимнастика «Насос», «Кошка»,
стопы. (лежа)
осанки на внутренние «Обними плечи», тренинг
органы, дать
«Лодочка»
представление о
-Комплекс упражнений №2г
возможностях
П/И «Колючка еж»2 вар.,
конечностей.
дыхательная гимнастика
Оказывать
«Насос», «Кошка», «Обними
общеукрепляющее
плечи», тренинг «Лодочка»
воздействие,
-Комплекс упражнений №3г
формировать
П/И «Лесной гном» дыхательная
правильную осанку,
гимнастика «Насос», «Кошка»,
свод стопы.
«Обними плечи», тренинг
«Насос»
-Комплекс упражнений №4г
П/И «Лесной гном» 2 вар.
дыхательная гимнастика
«Насос», «Кошка», «Обними
плечи», тренинг «Насос»
Занятия на общее Научить выполнять
-Комплекс упражнений №1д
укрепление
упражнения для
П/И «Кукла Даша», дыхательная
спины и
укрепления мышц,
гимнастика «Большой маятник»,
равновесие
участвующих в
«Повороты головы», «Ушки»,
(шашки для
формировании свода
тренинг «Мостик»
равновесия)
стопы, формирования -Комплекс упражнений №2д
правильного
П/И «Кукла Даша» 2 вар.,
положения тела в
дыхательная гимнастика
пространстве.
«Насос», «Кошка», «Обними
Формировать у детей плечи», тренинг «Мостик»
правильную походку
-Комплекс упражнений №3д
и осанку.
П/И «Смешные черепашки»,
Воспитывать чувство дыхательная гимнастика
красивой походки.
«Насос», «Кошка», «Обними
плечи», тренинг «Паровозик»
-Комплекс упражнений №4д
П/И «Смешные черепашки» 2
вар., дыхательная гимнастика
«Насос», «Кошка», «Обними
плечи», тренинг «Паровозик»
Занятия на
Закрепить
-Комплекс упражнений №1ж
мячах- фитболах представление о мяче, П/И «Ракушки», дыхательная
его действие на
гимнастика «Малый маятник»,
организм,
«Шаги», «Ладошки», тренинг
познакомить с новыми «Колобок»
оздоровительными и
-Комплекс упражнений №2ж
расслабляющими
П/И «Ракушки» 2 вар.,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
л
ь
упражнениями.
Способствовать
исправлению
имеющих нарушений,
их коррекции,
укреплению мышц
спины, плечевого
пояса, брюшного
пресса, «мышечного
корсета»
2930
м
а
й
3132
№
о
к
т
я
1
Занятия на общее
укрепление
спины и свода
стопы. (стоя с
мешочком с
песком на
голове)
Научить выполнять
упражнения для
укрепления мышц,
участвующих в
формировании свода
стопы, формирования
правильного
положения тела в
пространстве.
Воспитывать чувство
красивой походки.
Заключительное
Самостоятельная
деятельность детей.
Учить детей
использовать
полученные знания и
сформированные
умения;
Уметь самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями, по
назначению
использовать
спортивный
инвентарь.
Комплекс
упражнений
Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
дыхательная гимнастика
«Малый маятник», «Шаги»,
«Ладошки», тренинг «Колобок»
-Комплекс упражнений №3ж
П/И «Прыжковый марафон» ,
дыхательная гимнастика
«Малый маятник», «Шаги»,
«Ладошки», тренинг «Ракета»
-Комплекс упражнений №4ж
П/И «Прыжковый марафон» 2
вар., дыхательная гимнастика
«Малый маятник», «Шаги»,
«Ладошки», тренинг «Ракета»
-Комплекс упражнений №1з
П/И «Ленивец» , дыхательная
гимнастика «Погончики»,
«Насос», «Кошка», тренинг
«Экскаватор»
-Комплекс упражнений №2з
П/И «Неизвестный зверек»,
дыхательная гимнастика
«Погончики», «Насос»,
«Кошка», тренинг «Экскаватор»
-Комплекс упражнений по
выбору детей
П/И «Охотники и зайцы»,
дыхательная гимнастика
«Погончики», «Насос»,
«Кошка», тренинг «Крокодил»
-Комплекс упражнений по
выбору детей (по карточкам)
П/И «Необычный футбол»,
дыхательная гимнастика
«Погончики», «Насос»,
«Кошка», тренинг «Крокодил»
Календарный план
П/И
Дыхательная
гимнастика
П/И не
«Ладошки»,
соревновательного «Погончики»,
типа
«Насос»
«Бревнышки»,
Тренинг
«Качалочка»
1
1
1
1
1
1
П/И не
соревновательного
типа «Передай
платочек»
П/И не
соревновательного
типа «Догонялки гусенички»
П/И не
соревновательного
типа «Бревнышки»
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Насос»
«Качалочка»
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Насос»
«Цапля»
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Насос»
«Цапля»
П/И «Морской
хищник»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Большой
маятник»
«Морской конек»
П/И «Мыльные
пузыри»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Большой
маятник»
«Морской конек»
3а -Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (стоя)
П/И «Звонкие
мячи»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Большой
маятник»
«Солдатик»
4а Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (стоя)
д 1б -Комплекс
упражнений с
е
гимнастической
к
палкой
а
б
р 2б -Комплекс
ь
упражнений с
гимнастической
палкой
П/И «Жираф»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Большой
маятник»
«Солдатик»
П/И «Волшебные
палочки»
«Повороты»,
«Ушки», «Малый
маятник»,
«Чертенок»
П/И «Волшебные
палочки»
«Повороты»,
«Ушки», «Малый
маятник»,
«Чертенок»
3б -Комплекс
упражнений с
гимнастической
палкой
П/И «Мыльные
пузыри»,
«Повороты»,
«Ушки», «Малый
маятник»,
«Растяжка ног»
б
р
ь
2
-Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
3
-Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
4
-Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
н 1а -Комплекс
упражнений на
о
общее укрепление
я
спины и свода
б
стопы (стоя)
р
ь
2а -Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (стоя)
4б -Комплекс
упражнений с
гимнастической
палкой
П/И «Мыльные
пузыри»,
«Повороты»,
«Ушки», «Малый
маятник»,
«Растяжка ног»
я 1в Комплекс
упражнений с
н
использованием
в
китайского
а
искусства
р
движений
ь
П/И «Корабликораблики»
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Ах, ладошки»
2в -Комплекс
упражнений с
использованием
китайского
искусства
движений
П/И «Корабликораблики»2 вар.
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Ах, ладошки»
3в -Комплекс
упражнений с
использованием
китайского
искусства
движений
П/И «Корабликораблики» 3 вар.
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Карусель»
4в -Комплекс
упражнений с
использованием
китайского
искусства
движений
П/И «Корабликораблики» 4 вар.
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Карусель»
ф 1г
е
в
р
а
л
ь 2г
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (лежа)
П/И «Колючка еж», «Насос»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Лодочка»
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (лежа)
П/И «Колючка еж»
2 вар.
«Лодочка»
3г
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (лежа)
П/И «Лесной гном» «Насос»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Насос»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Насос»
4г
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы (лежа)
м 1д -Комплекс
упражнений на
а
общее укрепление
р
спины и
т
равновесие
(шашки для
равновесия)
2д -Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и
равновесие
(шашки для
равновесия)
3д -Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и
равновесие
(шашки для
равновесия)
4д -Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и
равновесие
(шашки для
равновесия)
а 1ж -Комплекс
упражнений на
п
мячах-фитболах
р
е
л 2ж -Комплекс
ь
упражнений на
мячах-фитболах
П/И «Лесной гном» «Насос»,
2 вар.
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Насос»
П/И «Кукла Даша», «Большой
«Мостик»
маятник»,
«Повороты
головы», «Ушки»,
П/И «Кукла Даша»
2 вар.,
«Большой
«Мостик»
маятник»,
«Повороты
головы», «Ушки»,
П/И «Смешные
черепашки»,
«Насос»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Паровозик»
П/И «Смешные
черепашки» 2 вар.
«Насос»,
«Кошка»,
«Обними плечи»,
«Паровозик»
П/И «Ракушки»
«Малый
маятник»,
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Малый
маятник»,
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Малый
маятник»,
«Шаги»,
«Ладошки»,
«Малый
маятник»,
«Шаги»,
тренинг «Колобок»
П/И «Ракушки» 2
вар.,
3ж -Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
П/И «Прыжковый
марафон»
4ж -Комплекс
упражнений на
мячах-фитболах
П/И «Прыжковый
марафон» 2 вар.,
тренинг «Колобок»
тренинг «Ракета»
тренинг «Ракета»
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Насос»,
«Кошка»,
м 1з
а
й
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы
(с мешочком на
голове)
П/И «Ленивец»
«Экскаватор»
2з
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы
(с мешочком на
голове)
П/И «Неизвестный
зверек»,
«Погончики»,
«Насос»,
«Кошка»,
«Экскаватор»
3з
-Комплекс
упражнений на
общее укрепление
спины и свода
стопы
(с мешочком на
голове)
П/И «Пружинки»
«Погончики»,
«Насос»,
«Кошка»,
«Гусеница»
4з
-Комплекс
упражнений №4з
П/И «Пружинки»
«Погончики»,
«Насос»,
«Кошка»,
«Гусеница»
Организационно педагогические условия
Техническое оснащение занятий:
Данная программа предполагает использование инвентаря на одну группу:
Музыкальное оборудование
- Коврики
- Мячи
- фитболы,
- шашки для равновесия
-гимнастические палки,
мешочки весом 200 и 400 грамм
На занятиях используются упражнения стандартные: стоя, сидя, лежа;
упражнения на основе китайского искусства движения.
Список используемой литературы:
О.В. Козырев «Лечебная физкультура для дошкольников» М-2003
И.В. Милюкова, Г.А. Евдокимова «Гимнастика для детей» М-2004
Т.С.Никанорова,
Е.М.
Сергиенко
«Система
оздоровления
дошкольников» - Воронеж: ЧП Лакоцение С.С ,2007
А.С. Галанов «Игры которые лечат» М-2005
«Настольная книга медсестры д/с» (приложение к журналу «Обруч»)
1998г.
Журнал «Обруч» №3 2000г.
О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ» В-2008
К.К. Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников».- М2003