Дополнительная общеразвивающая программа Танцевальная мозаика для детей 4-7 лет

Пояснительная записка.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых
красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно
привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и
игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения
естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую,
зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, народного, бального,
современного и др. Танцевальное искусство воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие
способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не
имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения
является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и
возникла потребность создать программу, где танцевальное искусство
охватывается в широком диапазоне и доступно детям 4-7 лет.
Общеразвивающая программа танцевального кружка "Танцевальная
мозаика" разработана с учетом ФГОС, основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях детей. Новизна программы заключается в объединении
определённых позиций, заимствованных из других программ, в
интегрировании таких направлений, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение. Занятия кружка адаптированы для детей
среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями
является активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса – значительная часть практических занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых
импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа танцевального кружка реализуется посредством
программ: «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Прекрасный мир танца»
О.Н. Калининой, «Коммуникативные танцы-игры для детей» А.И.
Бурениной, «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной.

Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности детей посредством танцевального искусства.
Задачи:
Образовательные:
. Обучить детей танцевальным движениям.
. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с
детьми 4-7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предполагает
проведение занятий 1 раз в неделю. Количество часов, отведенных для
занятий танцевального кружка (с 1 октября по 31 мая) - 36 ч. Наполняемость
группы на занятиях – 10-15 человек.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: выступления
на концертных мероприятиях в ДОУ, праздниках, развлечениях; участие в
городских творческих конкурсах. Итоговое занятие в конце учебного года
проводится в форме отчетного концерта, который является основной и
конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой
самореализации детей дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение программы:
- наглядные материалы (иллюстрации, атрибуты для танцев, сценические
костюмы);

- USB-носители (фонограммы ритмических композиций, танцев), видео с
интернет - ресурсов с танцевальными композициями;
- ИКТ (музыкальный центр, ноутбук, проектор).

Структура занятия.
Средняя группа.
1. Вводная часть.
- разминка по теме занятия
2. Основная часть.
Практический раздел:
- творческие задания на прослушанный фрагмент (фантазии, импровизации);
- разучивание основных движений танца, составление сюжета, собственных
движений;
-музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры.
3. Заключительная часть.
- упражнения на восстановление дыхания;
- игровой самомассаж.
Старшая группа.
1. Вводная часть.
- разминка по теме занятия
2. Основная часть.
Теоретический раздел:
- рассказ о жанрах, костюмах, особенности музыки танца;
- показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного
танцевального направления;
- просмотр тематического видеоматериала.
Практический раздел:
- разучивание основных движений, составных элементов основного
движения;
- обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца;
- повторение и закрепление ранее пройденного материала;
- упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные
импровизации);
- музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры, танцевально-игровая
гимнастика.
3. Заключительная часть.
- упражнения на восстановление дыхания;
- релаксация.
Подготовительная группа.
1. Вводная часть.
- разминка по теме занятия
2. Основная часть.
Теоретический раздел:

-рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенности музыки танца
- история происхождения;
- показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного
танцевального направления.
Практический раздел:
- разучивание основных движений, составных элементов основного
движения;
- обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца;
- повторение и закрепление ранее пройденного материала;
- упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные
импровизации);
- музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры, танцевально-игровая
гимнастика.
3. Заключительная часть.
- упражнения на восстановление дыхания;
- релаксация.
Группа

Продолжительность
занятия
средняя
20 мин
старшая
25 мин
подготовительная 30 мин

Количество в
неделю
1
1
1

Количество
часов в год
36 ч
36 ч
36 ч

Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
4-5 лет.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию
тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной
выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости
движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение
детей к творчеству.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности:
-воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании,
движении под музыку в свободных играх;
-обогащение слушательского опыта – включение разнообразных
произведений (народных и современных детских песен) для выполнения
ритмических движений;
-развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное,
радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
-развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный,
быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и

уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-х, 3-х частную форму произведения, вариации с контрастными
по характеру частями;
-развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная,
марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в
слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в
разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,
«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по
«горячему песку»);
• прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед,
прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый»
или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый
солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по
координации.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары
и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и
пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать
слуховое представление и двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость,
грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе

движения в различных темпах и ритмах;
• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить
свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
• формирование чувства такта;
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и
непосредственность движений под музыку, но и умение точно
координировать движения с основными средствами музыкальной
выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному
исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в
импровизации под музыку.
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
5 – 7 лет.
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в
развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и
изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению
разнообразных и сложных по координации движений – из области
хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с
детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная
музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности.
Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
-обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
-развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
-развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических

оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в
том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
-развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс,
полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и
др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих
движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
«гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
• прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность);упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и
ловкости движений, координации рук и ног;
.имитационные движения - различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику
настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в
воде», «в воздухе» и т.д.);
.плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие
асимметрию из современных ритмических танцев, а также
разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды
движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары
и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно
выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка»,
«воротики», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей:
• Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные

движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения – по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру
настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам;
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые
уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими
детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и
т.д.
Показатели уровня развития детей:
• выразительность исполнения движений под музыку;
• умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
• освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
• умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с
другими детьми;
• способность к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях.
Ожидаемые результаты:
В соответствии с поставленными целями и задачами дополнительной
общеразвивающей программы «Танцевальная мозаика» после освоения
содержания программы ожидаются следующие результаты:
Дети будут знать:
• музыкальные размеры, темп и характер музыки;
• хореографические названия изученных элементов;

• требования к внешнему виду на занятиях;
• знать позиции ног.
Воспитанники будут уметь:
• воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
• владеть корпусом во время исполнения движений;
• ориентироваться в пространстве;
• координировать свои движения;
• исполнять разнохарактерные танцы.

Учебно-тематический план занятий
Средняя группа
Сентябрь– набор детей в кружок «Танцевальная мозаика»
Содержание программы.
Октябрь – 4 часа
Формирование у детей внимания четко двигаться по показу педагога;
-Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, музыкальное внимание,
координацию движений, выносливость;
- Развивать выразительность и эмоциональность исполнения движений,
сценическую мимику, танцевальное творчество.
Занятие 1-2
Вводное занятие.
1.Ознакомление с правилами коллектива, техникой безопасности
в музыкальном зале.
2.Знакомство с «поклоном», постановкой корпуса, танцевальным шагом
в движении и на месте, подскоком, бегом, прыжком.
3. Музыкальные игры: «Лошадки», «Найди себе пару» (с предметами)
4. Игровой самомассаж.
Занятие 3
1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и
пятках)
2. Музыкально-ритмическая композиция с зонтиками «Дождик» О.
Юдахиной.
3. Дыхательная гимнастика «Обнять плечи».
4. Музыкальная игра «Кошечка».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 4
1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и
пятках).
2. Музыкально-ритмическая композиция с лентами «Осенняя мелодия» Г.
Гусевой.
3. Дыхательная гимнастика «Шаги».
4. Музыкальная игра «Курочки и петушок» С.Насауленко.
5. Игровой самомассаж.
Ноябрь – 4 часа
Формирование у детей внимания четко двигаться по показу педагога;
-Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, музыкальное внимание,
координацию движений, выносливость;
- Развивать выразительность и эмоциональность исполнения движений,
сценическую мимику, танцевальное творчество.
-Развивать умение хорошо ориентироваться в пространстве.
-Воспитывать танцевально-исполнительскую культуру, прививать интерес к
танцевальной культуре.

Занятие 5
1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и
пятках).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Ветер» А. Ермолова
3. Дыхательная гимнастика «Ушки».
4. Музыкальная игра «Паровозик».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 6-7
1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).
2. Музыкально-творческая импровизация «Осень» Ю. Селивёрстовой.
3. Дыхательная гимнастика «Насос».
4. Музыкальная игра «Колобок».
5.Игровой самомассаж.
Занятие 8
1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Вальс для мамы» Г. Гусевой.
3.Дыхательная гимнастика «Большой маятник».
4. Музыкальная игра «Весёлые султанчики».
5. Игровой самомассаж.
Декабрь – 4 часа
Тема: «Зимушка-зима».
Знакомство детей с понятиями «зима», «зимние праздники».
Расширение знаний детей о понятиях «линии», «повороты,
выпады вправо и влево»
Обучение движениям хороводного шага, держась за руки и соблюдая
правильную форму круга.
Занятие 9
1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Чудо-хоровод» (р. н. мел.)
3. Дыхательная гимнастика «Перекаты».
4. Музыкальная игра «Зимние забавы».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 10
1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).
2.Исполнение музыкально-ритмических композиций по желанию детей.
3. Дыхательная гимнастика «Шаги».
4. Музыкальная игра «Поезд».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 11-12
1. Разминка (бодрый шаг, прыжки).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Зима» Ю. Селивёрстовой.
3. Дыхательная гимнастика «Взлёт вперёд».
4. Музыкальная игра «Два Мороза».
5.Игровой самомассаж.
Январь – 4 часа

Продолжать развивать танцевально-исполнительские способности,
танцевальное творчество детей, уверенность в своих силах;
- Улучшать ритмичность и выразительность движений, их синхронность при
исполнении в группе;
- Развивать образное восприятие музыки.
Занятие 13
1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки» Ю. Верижникова.
3. Дыхательная гимнастика «Погреемся».
4. Музыкальная игра «Карусель».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 14-15
1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).
2. Музыкально-творческая импровизация «Зимние фантазии».
3. Дыхательная гимнастика «Кошка».
4. Музыкальная игра «Забавные снежинки».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 16
1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Чудо-зима» Т. Залужной.
3. Дыхательная гимнастика «Погреемся».
4. Музыкальная игра «Найди предмет».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Февраль – 4 часа
Работать над пластичностью и ритмичностью детей, добиваться
эмоциональности и выразительности в жестах и мимике;
- Развивать танцевальную и общую культуру детей.
Занятие 17
1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).
2.Музыкально-ритмическая композиция «Зимняя вьюга» А. Варламова.
3. Дыхательная гимнастика «Большой маятник».
4. Музыкальная игра «Карлики и великаны».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 18
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Диско-танец «Моряки» Т. Залужной.
3. Дыхательная гимнастика «Ушки».
4. Музыкальная игра «Автомобили».
5.Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 19
1.Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Диско-танец «Моряки» Т. Залужной.
3. Дыхательная гимнастика «Насос».
4.Музыкальная игра «Коробочка».
5. Игровой самомассаж, релаксация.

Занятие 20
1.Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Папа» А. Ермолова.
3. Дыхательная гимнастика «Перекаты».
4. Музыкальная игра «Музыкальные стулья».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Март – 4 часа
Тема: «Мамин день»
Знакомство детей с понятиями «весна», «мамин праздник».
Обучение передавать характер, мимику, пластику,
воображение, через движения с сюжетным наполнением танца.
Развивать у детей чувство единого ансамбля, способность двигаться
синхронно, соблюдать дистанцию; совершенствовать координацию
движений, навык ориентирования в пространстве.
Занятие 21
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Музыкально-ритмическая композиция «Весенняя полечка» Л. Горцуевой.
3.Дыхательная гимнастика «Ладошки».
4. Музыкальная игра «Воробушек».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 22
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Музыкально-творческая композиция с ленточками «Лучики».
3. Дыхательная гимнастика «Обнять плечи».
4. Музыкальная игра «Весенний букет».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 23
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Диско-танец «Улетай, туча» В. Резникова.
3. Дыхательная гимнастика «Насос».
4. Музыкальная игра «Аист и лягушки».
5.Игровой самомассаж.
Занятие 24
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2.Диско-танец «Улетай, туча» В. Резникова.
3.Дыхательная гимнастика «Шаги».
4. Музыкальная игра «Корзиночка».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Апрель – 4 часа
Развитие музыкально-ритмической координации движений, способность
выразительно двигаться в соответствии с характером
музыки, используя предметы;
Учить исполнять танцевальные композиции с предметами, правильно и
осторожно использовать их.

Расширение умений перестраиваться из большого круга в маленький и
наоборот, не держась за руки.
Обучение детей движениям в работе с лентой: «поочередное поднятие рук»,
«круговые движения рук», «змейка», «водопад».
Занятие 25
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Диско-танец «Есть друзья» («Барбарики»).
3. Дыхательная гимнастика «Ушки».
4. Музыкальная игра «Березка».
5.Игровойсамомассаж.
Занятие 26
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Диско-танец «Есть друзья» («Барбарики»).
3. Дыхательная гимнастика «Большой маятник».
4. Музыкальная игра «Ручеёк».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 27
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2. Музыкально-ритмическая композиция с веточками «Весняночка» (р. н.
мел.).
3. Нейро-гимнастика «Вот носик, вот ушки…».
4. Музыкальная игра «Барашки и волк».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Занятие 28
1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
2.Музыкально-творческая композиция «Ждали мы весну!».
3. Дыхательная гимнастика «Кошка».
4. Музыкальная игра «Птички».
5. Игровой самомассаж, релаксация.
Май – 4 часа
Тема: «Любимые танцы»
Продолжать развивать танцевально-исполнительские навыки детей;
Продолжать работу над улучшением танцевальной осанки, правильной
постановки рук и ног;
Повторение и закрепление пройденного за учебный год материала.
Формирование настойчивости, выдержки в достижении результатов на
занятиях.
Обучение музыкально, выразительно и эмоционально передавать
характерные движения в танце.
Занятие 29
1.Разминка.
2.Исполнение танцев по желанию детей.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Нейропсихологическая игра «Повтори».
5.Игровой самомассаж.

Занятие 30-31
1.Разминка.
2. Диско-танец «Красное лето» («Барбарики»).
3. Дыхательная гимнастика.
4. Музыкальная игра «Полянка».
5. Игровой самомассаж.
Занятие 32
Итоговое (открытое) занятие – «Танцевальный серпантин»:
1.Разминка.
2.Танцы: «Улетай, туча», диско-танец «Есть друзья», музыкальноритмическая композиция с веточками «Весняночка», музыкально-творческая
композиция с ленточками «Лучики», «Весенняя полечка».
3.Музыкально-подвижные игры (на выбор детей).
4.Дыхательная гимнастика.

Учебно-тематический план занятий
Старшая группа
Сентябрь – набор детей в кружок «Танцевальная мозаика»
Октябрь – 4 часа
Тема: «Ногам – работа, душе – праздник»
Занятие 1-2
Теория:
1.Знакомство с движениями народного танца.
Практика:
2.Танцевальные движения: русс.поклон, притоп «ковырялочка».
Положение рук в русском танце, хлопки, топотушки.
3.Хоровод «Капустка».
4.Танец «Калинка».
5. Коммуникативный танец-игра «Ладонь в ладонь».
Занятие 3-4
Теория и практика:
1.Танец «Калинка» (повторять и закреплять умения выполнять движения
русского народного танца).
2.Знакомить с рисунком народного танца. Различать вступление, куплет,
припев,
проигрыш.
3.Муз.игра «Шла коза по лесу» (развивать образность и выразительность
движений).
4.Танцевально-игровая гимнастика «Тропинка».
5.Дыхательная гимнастика.
Ноябрь – 4 часа
Занятие 5-6
Теория:
1.Примеры танцевальных комбинаций, основанных на элементах народного
танца.
Практика:
2.Танец «Русский танец» (упражнять в качественном исполнении основных
движений танца)
3.Муз.игра «Найди пару и станцуй»(способствовать развитию танцевальноигрового творчества)
4. Коммуникативный танец-игра «Я от тебя убегу, убегу».
5. Дыхательная гимнастика.
Занятие 7-8
Практика:
1.Танец «Русский танец» (воспитывать выдержку, начинать движения в
соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный
характер музыки. Работать над выразительностью движения рук).

2.Свободная пляска - русс.нар. музыка «Полянка» (предложить детям
импровизировать, придумывая свою композицию русской пляски, используя
знакомые движения).
3.Прогон танцевальных композиций к осеннему развлечению (выступление
детей на осеннем празднике).
4.Коммуникативный танец-игра «Весёлые пары».
5.Дыхательная гимнастика.
Декабрь – 4 часа
Тема: «Волшебный Новый год»
Занятие 9-10
Практика:
1.Танец-игра «На саночках» (развивать коммуникативные качества, умение
взаимодействовать в паре, ориентироваться в пространстве зала).
2.Этюд-игра «Поймай снежинку на ладошку» (выразительно выполнять
образные движения.Побуждать детей к поиску изобразительных и
выразительных движений,умению двигаться с воображаемым предметом).
3.Танец «Новогодняя летка-енька»(следить за четкостью и ритмичностью
движений.Совершенствовать координацию движений).
4. Коммуникативный танец-игра «Роботы и звёздочки».
5.Дыхательная гимнастика.
Занятие 11
Практика:
1. Танец«Снежный вальс» (развивать умение чувствовать и передавать в
движении настроение музыки.Запоминать рисунок танца).
2.Танец-игра «На саночках» (побуждать к самостоятельному,
эмоциональному исполнению танца).
3.Этюд-игра «Снежинки и ветер» (воплощать в движениях музыкальный
образ.Побуждать к творческому движению под музыку. Формировать навык
перевоплощения, игры с воображаемым предметом).
4.Ритмическая игра «Часики».
5.Игровой самомассаж.
Занятие 12
Практика:
1. Репетиционная работа.Прогон танцевальных композиций к Новогоднему
утреннику.
2.Выступление детей на Новогоднем празднике.
Январь – 4 часа
Тема: «Весёлая зима»
Занятие 13
Практика:
1. Прощание с Новогодней елкой. Исполнение любимых танцев.
2.Этюд-игра «Снежинки и ветер» (закреплять навык перевоплощения, игры с
воображаемым предметом).
3.Просмотр видеоматериала выступлений танцевального кружка
«Танцевальная мозаика».

Занятие 14-15
Теория и практика:
1. Словесно-двигательная игра «Снеговик» (развивать умение сочетать
движения со словами.Развивать чувство ритма и темпа).
2.Танец «Новогодняя полька» (закреплять умение двигаться выразительно в
характере музыки).
3.Этюд-игра «Снежинки и ветер», «Поймай снежинку на ладошку»
(самостоятельно реагировать на смену музыкальных фраз. Развивать
пластичность и мягкость движений. Закреплять навык перевоплощения, игры
с воображаемым предметом).
4.Коммуникативный танец-игра «Игра с перестроениями».
5.Игровой самомассаж.
Занятие 16
Теория и практика:
1.«Ой, ты зимушка-зима» (тренировать детей в беге с выбросом ног
назад.Формировать навыки чёткого, ритмичного движения под музыку).
2.Танец «Спляшем Ваня» (упр.вариант), - познакомить с основными
движениями русс.танца «Кадриль». Понимать музыкальный образ
«рисуемый» музыкой. Развивать умение двигаться ритмично, слышать смену
музыкальных фраз.
3.Этюд «Зимние забавы» (развивать умение передавать игровой образ в
мимике и пластике, движении).
4.Ритмическая игра «Танец с хлопками».
5.Дыхательная гимнастика.
Февраль – 4 часа
Занятие 17-18
Теория и практика:
1. Марш «Военный» (продолжать формировать навык перестроения в
пространстве зала. Работать над координацией движений рук и ног.
Развивать ритмический слух. Учить передавать строгий, энергичный
характер марша).
2.Танец «Молодая лошадь» (развивать творчество, фантазию детей.
Выразительно передавать в движениях характер музыки.Тренировать
движения прямого, бокового галопа).
3.Танец «Спляшем Ваня» (совершенствовать самостоятельное,
выразительное исполнение танца).
4. Коммуникативный танец-игра «Танец со сменой партнёров».
5.Игровой самомассаж.
Занятие 19-20
Теория и практика:
1. Бег со сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».
2. Танец «Лучшая на свете» (познакомить с новой композицией.
Воспринимать нежный образ, настроение танца. Разучить отдельные
элементы. Знакомить с рисунком танца).

3.Пластический этюд «Холодно-жарко» (без музыки).Продолжать развивать
воображение, умение в миме и пластике передавать
разное состояние и настроение.
4.Ритмическая игра «Соко-соко-бачи-бачи».
5.Дыхательная гимнастика.
Март – 4 часа
Тема: «Мамин день»
Занятие 21-22
Практика:
1.Репетиционная работа. Самостоятельное исполнение танцевальных
композиций.
2.Выступление детей на праздничном утреннике, посвящённом Дню 8 марта.
Занятие 23-24
Тема: «Бальный танец»
Теория и практика:
1.«Гавот» (познакомить с бальным танцем – гавот; закреплять навык
танцевального шага с носка.Чётко исполнятьперестроения, держать
равнение).
2.Танец «Дождя не боимся» (познакомить с новой композицией, обсудить
содержание, настроение. Развивать творческое воображение. Постановка
корпуса, головы, рук и ног. Разучить отдельные элементы).
3.Игровое упражнение «Капельки и ручейки» (В. Пулек). Совершенствовать
умение двигаться во всем пространстве зала, перестраиваться из положения
врассыпную в круг.
4.Коммуникативный танец-игра «Сапожники».
5. Игровой самомассаж.
Апрель – 4 часа
Тема: «Весеннее настроение»
Занятие 25-26
Практика:
1.Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу), «боковой галоп» с
притопом (по линиям).
2.Музыкально-ритмическое упражнение «Ритмический зонтик».
Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок хлопками,
шлепками, притопами.
3.«Дождя не боимся» (закреплять умение двигаться в характере музыки,
соблюдая рисунок танца. Работать над качественным исполнением
движений. Развивать творческоевоображение, выразительность пластики).
4.Танцевально-игровая гимнастика «Танец с прыжками».
5.Дыхательная гимнастика.
Занятие 27-28
Теория и практика:
1. Шаг вальса (отрабатывать танцевальный шаг, следить за осанкой,
согласованностью движений в паре).

2.«Я люблю рисовать» (поощрять стремление к импровизации.Развивать
умение вслушиваться в музыку, танцевать в характере музыки, используя
изобразительные движения).
3.Танец «Вечный двигатель» (разучивать «рисунок» танца, отрабатывать
отдельные элементы танца. Формировать новые выразительные исполнения.
Добиваться легкости движений. Слышать смену музыкальных
фраз).
4.Танцевальные импровизации «Весенние цветы», «Весёлые дети».
5.Дыхательная гимнастика.
Май – 4 часа
Тема: «Скоро лето!»
Занятие 29-30
Теория и практика:
1.Этюд «Бабочки и цветы» (Ф.Шуберт). Закреплять умение исполнять
движения самостоятельно, выразительно в характере музыки.
Поощрять стремление к свободному движению под музыку, импровизации.
Развивать умение вслушиваться в музыку, двигаться в характере музыки,
используя выразительные движения.
2.Репетиционная работа. Самостоятельное исполнение танцевальных
композиций.Подготовка к итоговому (открытому) занятию.
3.Коммуникативные танцы-игры «Паш-паш», «Вальс друзей».
4.Игровой самомассаж.
Занятие 31
Теория и практика:
1.Упражнение «Весёлые пары» (развивать слуховое внимание, умение
ориентироваться, различать части музыки).
2.Танец-полька «Дружба» (закреплять «рисунок» танца, умение
ориентироваться в пространстве зала, выполнять движения в соответствии с
характером музыки).
3.Этюд «Это - я - он - она» (формировать навыки творческого исполнения,
умение по своему изобразить свой образ).
4.Ритмическая игра «Часики».
5. Дыхательная гимнастика.
Занятие 32
Итоговое (открытое) занятие - «Танцевальный серпантин»:
1.Разминка.
2.Танцы: «Дождя не боимся», полька «Дружба», «Молодая лошадь»,
«Лучшая на свете», русский народный танец «Калинка», бальный танец
«Гавот».
3.Коммуникативные танцы-игры (на выбор детей).
4.Дыхательная гимнастика, игровой самомассаж.

Литература:
1.А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей. Ритмическая
пластика для дошкольников» под ред. СПб., - 2000
2.Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. «Айрис ПРЕСС», 2003
3.Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей»
Санкт – Петербург, 2003г.
4.Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос,
2003
5.С. Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика». - М.: «Линка – Пресс», 2006г.
6. Н.В.Зарецкая «Танцы для детей среднего и старшего дошкольного
возраста» - Айрис-Пресс, 2011г.
7. О.В.Ерохина «Школа танцев для детей» - «Лань», 2012г.
8. Т.А.Затямина «Музыкальная ритмика» - «Глобус», 2011г.
9.С. С. Поляков «Основы современного танца» М.: «Просвещение», 2005
10. Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина «Са-фи-дансе» С-П. «Детство-пресс», 2001
11. О.Н. Калинина «Прекрасный мир танца» М.: «Линка - Пресс», 2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».