Программа Грамотейка 23-24 уч год

Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги «Грамотейка»,
предназначена для занятий с детьми 6-7 лет.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральной
образовательной программы и представляет собой систему интеллектуальноразвивающих занятий.
Образовательная услуга рассчитана на 72 часа – первый год обучения
(два занятия в неделю)
Актуальность
обусловлена
результатами
диагностических
исследований детей при поступлении в школу: у первоклашек слабо развиты
основные психические процессы, особенно память, устойчивость и
концентрация внимания, быстрота реакции, мыслительные процессы,
воображение, зрительно-слуховой знозис и праксис.
Дидактическая идея – более эффективно развитию познавательных
процессов
у
дошкольников
будут
способствовать
специально
организованные занятия по интеллектуальному развитию в предшкольный
период.
Целью данной программы является интеллектуальное развитие детей и
подготовка их к школе на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
 Развивать мыслительные процессы.
 Формировать основные приемы мыслительной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
 Учить детей выделять главное, доказывать или опровергать, делать
несложные выводы.
 Развивать навыки творческого мышления.
 Развивать умения находить нестандартные решения.
 Целенаправленно развивать психические процессы: различные виды
памяти, зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение
через различные игровые упражнения.
 Формировать навыки применения имеющихся знаний в жизненных
ситуациях.
 Развивать коммуникативные умения: слушать, высказывать свое
мнение и уважать мнение других, уметь взаимодействовать в
коллективе, в паре.

Таким образом, основной целью программы «Грамотейка» является
именно
интеллектуальное
развитие
ребенка,
формирование
познавательных способностей, подготовка к школе.
Структура программы.
Особенности организации занятий.
Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. На занятиях
используются интересные и доступные для понимания игровые задания,
вопросы, игры, ребусы, кроссворды, различные загадки. На каждом
занятии предусмотрена работа с индивидуальными карточками. Ребенок
развивает мелкую моторику, закрепляет и совершенствует умения
ориентироваться на листе бумаги и учиться самостоятельно выполнять
задания, требующие от ребенка определенной мыслительной
деятельности.
Особый раздел программы – решение поисковых задач. В первый
период занятий дети ищут решения все вместе, учатся понимать и
объяснять решения. Затем у детей формируются умения действовать
самостоятельно, находить различные возможные решения.
На каждом занятии предусмотрено коллективное обсуждение
правильных и неправильных решений, у детей формируется такое важное
качество, как осознание своих действие, умение оценивать свои успехи и
промахи и других, умение преодолевать трудности.
Для детей разного уровня развития предусмотрены задания разной
степени сложности, поэтому интерес к занятиям каждого ребенка
обеспечивается за счет чувства успешности и уверенности в своих силах.
Ребенок сам оценивает свои успехи, это создает положительный
эмоциональный микроклимат, дает возможность играть с желанием,
учиться с интересом.
Все задания на занятии чередуются таким образом, чтобы один вид
деятельности сменялся другим, это позволяет сделать работу насыщенной,
динамичной и не утомляет детей.
Задания одного типа постепенно к концу курса обучения усложняются.
Темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала.

Для проведения занятий разработаны индивидуальные карточки на
каждого ребенка.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение
единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных
возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается постепенное
расширение и усложнение задач.
Эффективность программного материала обусловлена следующим:
используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен
ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых
для него условиях обучения.
Распределение
особенностям детей.

учебного

материала

соответствует

возрастным

Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к
школе, но и фактор умственного развития ребенка.
На каждом занятии предусматривается работа по развитию
графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью
подготовки руки ребенка к письму.
Широко используется прием моделирование. Работа с моделями слов
развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а
условными обозначениями, знаками.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок,
которые широко используются на занятиях.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на
каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенкадошкольника, развивают его образное мышление.
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и
познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма
способствует развитию умственных качеств дошкольников, формированию
общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных
знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют
возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную
программу.

Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю, с группой детей в
количестве не более 9 человек, продолжительностью 30 минут, во
вторую половину дня.
Содержание программы учитывает индивидуальные возможности
ребенка.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к
группе задания усложняются).
Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного
занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему.
Очень важным в программе является формирование у ребенка
учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебновоспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции:
активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной
деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью
используются листы, с помощью которых ребенок сам может выбрать
последовательность решения, работать в своем темпе.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку
выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у
ребенка уже с 6 лет, на второй год обучения. Они являются важным
компонентом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль — это способность сравнивать результат своей работы,
руководствуясь данными объяснениями, с образцами. Такой самоконтроль
является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он
не только начинает слушать задание, но и слышит его.
Включение
самоконтроля
в процесс обучения
существенные изменения в способе выполнения задания.

вызывает

Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.
Ребенку очень важно, что он думает о самом себе.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.

Все задания, предлагаемые
для выполнения ребенком,
приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при
котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
При создании программы и методики ее реализации учитывалось
положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения, которое является
движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С.
Выгодского, не может осуществляться без реальной деятельности самого
ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной
программе.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере
развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою
очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга
(отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за
образное мышление).
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и
познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма
способствует развитию умственных качеств дошкольников, формированию
общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных
знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и
психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему
обучению в школе.
Контроль и оценка планируемых результатов.
За основу оценки успешности ребенка можно взять степень
реализации поставленных задач:
1. Оказать помощь в подготовке детей к школе в
дошкольного – образовательного учреждения.

условиях

2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений,
которые будут способствовать интеллектуальному развитию дошкольников.
3. Подготовить детей к школе, способствуя:
— формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут
базой для дальнейшего обучения в школе;

— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез,
сравнение, обобщение, классификация);
— формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
— формированию умения планировать учебную деятельность и
осуществлять самоконтроль и самооценку;
— развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению
волевых усилий для выполнения поставленных задач;
— овладению навыками речевого общения;
— развитию
координации.

мелкой

моторики

и

зрительно-двигательной

К концу обучения ребенок:
- научится определять и проговаривать последовательность действий;

- овладеет навыками работы по предложенному плану;
- научится отличать верно выполненное задание от неверного;
- начинает овладевать умением добывать новые знания, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
начинает овладевать умением перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы на занятии.
начинает овладевать умением перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать, находить лишнее.
- начинает овладевать умением преобразовывать информацию из
одной формы в другую, используя схемы, модели.
- начинает овладевать умением находить и формулировать решение
используя схемы, модели.
начинает овладевать умением определять отношения между
предметами.
начинает овладевать умением выявлять закономерности и
проводить аналогии.

ЛИТЕРАТУРА :
1. Основная образовательная программа дошкольного образования "От
рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. О.А.Холодова «За три месяца до школы» М., РОСТ, 2014 г.
3. Л.Я. Береславский «Интеллектуальная мастерская». – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000. – 96 с.
4. Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет «Занимательное обучение чтению»
Волгоград, 2008 г.
5. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» М., РОСТ, 2013 г.
6. Ю.Г.Тамберг «Как научить ребенка думать». СПб.: Издательство «Михаил
Сизов», 2002 г.- 320с.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема

Содержание

1.

«Цветные
коврики»

2.

«Парочки»

3.

«Измени один
звук»

1. Развивать мышление воображение.
2. Закреплять навыки зрительномоторной координации.
1. Формировать умение узнавать
изменения в звучании слов.
2. Развитие слухового внимания.
1. Продолжать формировать умение
узнавать изменения в звучании слов.
2. Развитие слухового внимания.

4.

«Поменяй
местами слог»

1. Развитие слухового и зрительного
внимания.
2. Развивать умение отличать друг от
друга слова (типа: сос-на на-сос)

4

5.

«Медвежонок
потерял свой
домик»

1. Познакомить с основными
принципами упражнений на внимание.
2. Дать представление о различных типах
заданий.
1. Дать понятие о словах признаках.
2. Формирование умения понимать смысл
слова и их значение.

4

6.

7.

8.

9.

«Раз, два, три,
лишнее слово
найди»

1. Учить концентрировать внимание на
«Лягушки –
объектах, передвигаясь от одного к другому
попрыгушки» движением руки, затем движением глаз.
2. Развивать зрительное внимание.
«В стране
1. Закрепить понятие “звук” и “буква”,
веселой азбуки»
знать их отличия.
2. Учить решать ребусы, кроссворды
3. Развивать графические навыки.
1. Развивать зрительно«Волшебные
пространственную координацию.
льдинки»
2. Учить составлять фигуры методом
«наложения» по предложенным
схемам.

Кол-во
часов
2

3

3

4

3

6

5

10.
11.

12.

«Объедини в
группы»
«Подбери
схему»
«Запомни и
отгадай»

13.

«Поверни
фигуру»

14.

«Что за чем?»

15.
«Подбери
предмет»
16. «Первый звук
называй, слово
быстро собирай»
17. «Мы по лесенке
шагаем из слогов
слова собираем»
18.

«Подбери
картинку к
слогу»

19.

«Закономернос
ти»

Итого:

1. Тренировать смысловую память».
2. Развивать зрительное внимание.
1. Совершенствовать фонематический
слух.
2. Закреплять навыки звукового анализа.
3. Тренировать смысловую память».
4. Развивать зрительное внимание.
1. Развитие пространственного
мышления.
2. Развивать графические навыки.
3. Совершенствовать мелкую моторику.
1. Закрепить умение классифицировать
предметы по определенным
признакам.
2. Развивать зрительную память.
1. Развитие логического мышление.
2. Формирование умения сравнивать и
делать выводы.
1. Совершенствовать фонематический
слух.
2. Закреплять навыки звукового анализа.
1. Продолжать совершенствовать
фонематический слух.
2. Закреплять навыки звуко-слогового
анализа.
1. Учить подбирать слова к заданному
слогу.
2. Развитие зрительно-слухового гнозиса
и праксиса.
1. Закреплять умения видеть
закономерности в изменениях
картинок и букв.
2. Развитие логического мышления.

3
4

4

5

5

5
4

3

3

2

72 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».