Программа Веселый язычок 2023-24

Пояснительная записка
Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и
взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему? Не смотря на то,
словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника
лет 10—15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели
речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют
желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо
использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Современные
дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают
радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что
дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо
уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не
очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество:
большинство детей являются единственными в семье и привыкли к
лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного
учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с
ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее,
многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным
запасом слов. Формирование у детей позиции открытости, доверия,
дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения.
Дошкольный курс «Веселый язычок» позволяет значительно раньше
знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения,
что,
несомненно, оказывает благотворное влияние на результаты последующей
работы в этом направлении. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт
с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста,
взрослыми; родными, близкими; чужими и незнакомыми. Поэтому ребёнку
нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать или
попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что
значит - быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и
т.д. Этим и другим вопросам посвящён курс «Веселый язычок».
Главной целью программы является обучение детей общению в
речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых
ситуациях.

Задачи:
1. Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего
при общении с собеседником в разных речевых ситуациях.
2. Совершенствовать невербальные средства общения (мимика, жесты,
телодвижения).
3. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту), дикцию, темп речи,
дыхание.
Основной подход, рекомендованный в обучении риторики – личностноориентированный, т.е. учитывающий специфические особенности развития
детей данной возрастной группы и психофизиологические особенности
каждого ребёнка.
Курс «Веселый язычок» поможет ребёнку:
Познать природу живого слова;
Преодолеть застенчивость;
Развивает уверенность в себе;
Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
Поможет освоить формулы речевого этикета.
Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с
детьми работы в данном направлении. А чем раньше мы начнем развивать у
детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все,
чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее
добьемся желаемых результатов. И в этом нам поможет современная
риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному
общению.
Задачи курса:
Образовательные:
1. Выявление и развитие речевых способностей детей;
2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики
повседневного и делового общения;

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;
4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь
приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в
различных речевых ситуациях;
6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить
интерес к истории языка;
Развивающие:
1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи,
дыхание;
2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение
убеждать, отстаивать свою точку зрения;
5. Развивать актерские способности детей, работая над
выразительностью их речи, пластики, мимики.
Воспитательные:
1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета,
добра и позитивного мировосприятия;
2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной
речи.

Содержание программы
Темы, разработанные в программе, соотнесены с четырьмя блоками:
1. Азбука общения;
2. Речевой этикет
3. Техника речи

4. Речевые жанры.
Курс занятий имеет
практическую направленность, уделяется
внимание формированию коммуникативных, риторических умений и
навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые
способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной
речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета;
позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и
понимания единства содержания и способов выражения речевой
деятельности.

Обучение
направлено на развитие коммуникативной компетенции
детей, их способности налаживать общение с окружающей природой,
людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических,
лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз,
взглядов, предметных действий). Как стать талантливым собеседником,
который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет
интересно и доброжелательно о чём-то рассказывать? Данные вопросы легли
в основу данной программы, которая даст возможность наполнить
взаимодействие взрослого и ребёнка новым содержанием, активизирующим
эмоционально-образную сферу детей, развить коммуникативно-речевые
умения и навыки ребёнка-дошкольника, пробудить бережное отношение к
слову, с которым мы обращаемся друг к другу. Данная программа
предполагает целенаправленную работу по обучению детей 4-5 лет общению.

При реализации курса необходимо учитывать и его развивающий и
обучающий характер, который и определяет ведущие методические
принципы:
1. Принцип деятельности. Участвуя в игровых обучающих ситуациях,
ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия
(игра) - способ познания, переживания, сопричастности как со стороны
ребёнка, так и со стороны педагога; т.е. на занятии и должен всегда
присутствовать «дух игры, дух открытия».
2. Принцип вариативности. Педагог вправе творчески использовать
данный дидактический материал, ему предоставлено право выбора тех или
иных способов решения педагогических задач, а также создания
аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме. В
свою очередь ребёнку предоставляются возможности для оптимального

самовыражения. Основное методическое правило - ребёнок всегда прав, если
может объяснить свою точку зрения. Такой подход позволит обеспечить
грамотное построение вариативного образовательного пространства.
3. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая
конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребёнок.
Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации, её
проговаривание.
4. Принцип доступности изучаемого материала. Построение курса в
содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит
восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, с обязательным
учётом личного жизненного опыта.
5. Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не заканчивается
на занятиях по риторике, а продолжается и в совместной деятельности детей,
охватывая полностью всю жизнедеятельность ребёнка, как в детском саду,
так и дома, в семье. Важнейшим инструментом организации обучающей
деятельности является диалог, при котором педагог включает в беседуобщение (беседу-диалог) каждого ребёнка. Любая речевая ситуация
осваивается через активную продуктивную деятельность ребёнка, исходя из
его личн6ых представлений и жизненного опыта.
Кружок посещают дети 4-5 лет. Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю
длительностью 20 минут.
Планируемые результаты освоения Программы:
Формирование
социально-коммуникативных
умений
развивает
способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных
уровнях:
«Я ХОЧУ» потребность и желание вступать в общение с окружающими;
«Я ЗНАЮ» знание норм и правил, которым нужно следовать при
общении;
«Я УМЕЮ» умение организовать общение со взрослыми и
сверстниками.
К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям
реализации дополнительной образовательной программы «ВЕСЕЛЫЙ
ЯЗЫЧОК», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие
целевые ориентиры:
 Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием
разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные
взаимоотношения с участниками по совместной деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании
и др.
 Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого,

учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить
можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно
выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
 Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и
строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с
какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах
деятельности, старается разрешать конфликты.
 Ребенок достаточно хорошо владеет средствами выразительности
устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно
говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
 Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и
сверстниками.
Литература.
1.Кислова Т.Р. Методические рекомендации к образовательной программе
речевого развития детей.-Баласс,2019.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
3.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
— М.: Просвещение, 1991.
4. Л. Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с
общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5.Бунеев Р.Н., Бунеева Т.Р., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Учебниктетрадь для дошкольников 4-5 лет.-Баласс,2019
6. Ельцова О.М. риторика для дошкольников. Программа и методические
рекомендации. М.: ТЦ сфера,2018.
7.Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое
развитие».- Спб.: Детство-пресс,2016.
8.Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л.Развитие речи и
движений у детей 4-7 лет.-М.:ТЦ Сфера.2018.

Учебно-тематический план
Занятие №1 -2
Тема:

«Знакомство. Слова вежливости»
Организационное занятие. Познакомить
выразительных движений, мимикой, позой.

с

элементами

Занятие № 3-4
Тема:

«В гости к Язычку»
Знакомство с органами артикуляции. Разучивание элементов
артикуляционной гимнастики

Занятие № 5- 6
Тема:

«Однажды так случилось»
Учить детей высказывать свою точку зрения. Учить различать
различные эмоции: удовольствие, гнев, страх, ужас, удивление,
радость.

Занятие № 7-8
Тема:

«Язычок в лесу»
Разучивание артикуляционных упражнений. Работа над
выразительностью речи.
Логоритмическая игра «Часы»

Занятие № 9-10
Тема:
«Волшебный сон»
Повторение артикуляционной гимнастики.
Логоритмическая игра «Кот и мыши»
Занятие №11-12
Тема:

«Плюшевый мишка»

Учить при описании событий
указывать время действия, используя разные типы
предложений (простые, распространенные, сложные)
3.Учить подбирать определения к заданным словам
Занятие №13-14
Тема:

«Веселые забавы»
Активизации речевой деятельности детей.
Логоритмическая игра «Лиса»

Занятие№ 15-16
Тема:

«Ласковые ручки»
Упражнение «Ветерок»на плавность движений рук.
Упражнение с шарфиками.
Закрепление упражнений общего комплекса артикуляционной
гимнастики.

Занятие № 17-18
Тема:

«Раз, два, три, четыре, пять. Язычок пошел гулять»
Закрепление упражнения на развитие речевого дыхания и
выработку направленной воздушной струи «Ветерок»,
Развивать речевую активность.

Занятие № 19 - 20
Тема:

Сюжетное занятие. Игра-путешествие. «На лесной
Опушке»
Игровые упражнения «Плюшевый медведь», «Елочка»,
«Снеговик»
Логоритмическая игра «Лягушата»

Занятие № 21 - 22
Тема:

«Где живет кузнечик»

Игровое упражнения «Кузнечик»
Логоритмическая игра «Уши, руки, плечи ,нос»
Занятие № 23-24
Тема:

«Город Детства»
Активизация речевой активности. Игровой самомассаж.
Разучивание артикуляционных упражнений для свистящих
звуков.

Занятие № 25 - 26
Тема:

«Детские фантазии»
Игровые упражнения «Бабочка», «Кораблик», «Ласточка»,
«Змея»
Логоритмическая игра «Кузнечик»
Игра «У жирафа пятна»

Занятие № 27-28
Тема:

«Путешественнки»
Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика для
свистящих звуков.
Игровой самомассаж «Дятел».

Занятие № 29 - 30
Тема:

«Секрет волшебных слов».
Обогащение словаря детей «волшебными» словами.
Формирование представление о смысловом значении вежливых
слов и устойчивое желание их употреблять.
Игра «Не опаздывай!»

Занятие № 31- 32

Тема:

«Язычок в лесу».
Закрепление артикуляционных упражнений для свистящих звуков.
Игра «Путешественники».
Игровые упражнения «Паравоз», « Кузнечик», «Автомобили»
Музыкально-подвижная

игра «Кто как ходит»

Занятие № 33-34
Тема:

«В мире игрушек»
Активизация речевой активности.
Логоритмическое упражнение «Есть игрушки у меня»

Занятие № 35-36
Тема:

«Правила речевого поведения»
Формировать элементарные представления о том, что такое
хорошо и что плохо.
Формировать посредством речи навыки взаимодействия и
умения налаживать контакты друг с другом.
Формировать в детях понимание необходимости соблюдения
правил поведения.

Занятие № 37-38
Тема:

«Как обратиться с просьбой?»
Учить вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;
Развитие умения оценивать результат работы (получилось - не
получилось) с помощью педагога;
Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях
обращения с просьбой.

Занятие № 39-40
Тема:

«Не забудь извиниться!»
Дать представление о речевых формулах, которые используются
при извинении;
Развивать внимание и память;
Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Занятие № 41-42
Тема:

«Зимние забавы».
Игровая ситуация
«Игры зимой».
Учить поддерживать диалог о впечатлениях из личного опыта, не
отступая от заданной темы.

Занятие № 43-44
Тема:

«Алло! Алло!».
Дать представление о том, как нужно вежливо отвечать на
телефонный звонок;
2.Развивать коммуникативные умения: слышать заданный
вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого
предложения;
3.Воспитывать умение реагировать на ситуацию, когда плохо
слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит.

Занятие № 45-47
Тема:

«Ты – слушатель. Какой ты слушатель?»

Дать представление о том, что, общаясь, мы не только говорим,
но и слушаем, что означает принимать активное участие в
диалоге;
Воспитывать внимательность и вежливость в диалоге.
Занятие № 48-50
Тема:

«Ты – мне, я – тебе».
Дать представление о сути нерефлексивного слушания;
Развивать умение оценивать себя как слушателя.

Занятие № 51-53
Тема:

«Юные спасатели».
Использовать в практике общения описательные монологи и
элементы объяснительной речи.
Обогащать словарь
признаками зимы.

посредством

ознакомления

детей

с

Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным
опытом.
Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать
вопросы.
Занятие № 54-56
Тема:

«Сказка о веселом язычке. Шипящие звуки».
Разучивание комплекса
шипящих звуков.

артикуляционных

Логоритмическое упражнение «Змея».
Занятие № 57-58
Тема:

«Сказка о веселом язычке. В гости к весне».

упражнений

для

Закрепить умение подбирать прилагательные и глаголы к
существительным.
Развивать умение подбирать антонимы.
Поддерживать
стремление
формулировать вопросы.

задавать

и

правильно

Учить устанавливать причинные связи в тексте и в жизненной
ситуации

Занятие № 59-60
Тема:

«Сказка о веселом язычке. Народное творчество. Потешки».
Побуждать строить короткие тексты смешанного типа.
Активизировать использование глаголов.
Учить понимать поставленные вопросы и отвечать на них,
повторять несложные фразы.

Занятие № 61-62
Тема:

«Путешествие в страну игрушек».
Закреплять в активном словаре детей названия игрушек.
Развивать координацию речи с движениями, зрительное и
слуховое внимание.
Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы
объяснительной речи.

Занятие № 63-64
Тема:

«Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Обогащать словарь посредством
коротких пословиц и поговорок.

использования

в

беседе

Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать
вопросы.
Учить устанавливать причинные связи в тексте и в жизненной
ситуации

Занятие № 65-66
Тема:

«В стране добрых поступков».
Развивать умение составлять связное высказывание.
Развивать умение делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности.
Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать
вопросы.

Занятие № 67-68
Тема:

«Сказка о веселом язычке. В стране маленького тигра».
Разучивание комплекса упражнений для сонорных звуков.
Логоритмическое упражнение «Барабанщики».
Игровые упражнения «Дятел», «На тракторе».

Занятие № 69-70
Тема:

«Логопедическая сказка «Как тигренок научился рычать».
Закрепление комплекса
сонорных звуков.

артикуляционных

упражнений

для

Вызывание комплексов звукоподражания для активизации мышц
артикуляционного аппарата и подготовке к вызыванию сонорных
звуков.

Занятие № 71-72
Тема:

«Сказка о веселом язычке. Окончание».
Активизация речевой активности.
Игровое упражнения «На самолете».
Игра «На воде, в воздухе и на земле».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».