Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструированию.
Лего -конструирование - эффективное, воспитательное средство, которое
помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений
(педагогов, родителей, детей). В совместной игре с родителями ребенок
становится
более
усидчивым,
работоспособным,
целеустремленным,
эмоционально отзывчивым.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду
является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают
сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в
ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательского
поведения.
LEGO–конструирование
способствует
формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания
об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Создание конструкций из ЛЕГО - это пространственная система познаний
окружающего мира. В первуюочередь данный вид конструирования направлен на
развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы,
мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания
монологической и диалогической речи.
В современной России существует проблема недостаточной обеспеченности
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому
возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь
использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи
обладали современными знаниями в области управления роботами.
Назрела необходимость, как можно раньше начинать прививать интерес и
закладывать базовые знания и навыки в области программирования.
Основа программирования -алгоритмика. Алгоритмика - это наука, которая
способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет
строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий,
который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования
легко происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь».
Робомышь - это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он
прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является
одним
из
средств
формирования
информационно-коммуникационной
грамотности детей дошкольного возраста.
Актуальность программы
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир
техники и программирования. Лего - конструирование больше, чем другие виды
деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей
детей.
Работа с образовательными конструкторами Legoeducation «Первые
механизмы» и «Учись учиться» позволяет дошкольникам в форме познавательной
игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни
навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных
областей знания.
Лего - конструирование теснейшим образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров
объекта, пространства. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными
инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в
коллективе.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же
самими задачу.
Использование лого - робота в образовательной деятельности помогает
решать задачи речевого, познавательного, социально коммуникативного,
художественно – эстетического и физического развития; а также помогает
развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и
абстрактное мышление.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что исследовательская техническая
направленность обучения, которое базируется на новых информационных
технологиях, что способствует развитию информационной культуры и
взаимодействию с миром технического творчества.
Разработанная
программа
поможет
дошкольникам
почувствоватьсебянастоящимиисследователями.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность впроцессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный
лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое,
проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои
идеи.
Настоящий
курс
предлагает
использование
образовательных
конструкторовLEGO
как
инструмента
для
обучения
дошкольников
конструированию, моделированию на занятиях лего-конструирования.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа,
заключаются в том, что через освоение начальных схем сборок простых, первых
механизмов ребята в дальнейшем сумеют понять принципы построения и работы
сложных механизмов, а также стать намного успешнее в усвоении принципов
робототехники.
Программа разработана с учётом основных дидактических принципов:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и
воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по
программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к
пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Количество обучающихся: Численный состав обучающихся в группе 10-12
человек.Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы
родителями (законными представителями) в рамках предоставления
дополнительных услуг дошкольным учреждением.
Срок освоения программы: 1 учебный год - 36 часов.
Формы и режим занятий: Программа рассчитана на один год обучения.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительность не более 20
мин. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей. Форма обучения - очная, традиционная. Форма организации деятельности
обучающихся на занятии – групповая, фронтальная.
Программа разделена на 3 блока:
1. Лего - конструктор – «Учись учиться» - 8 часов
2. Лего – конструктор «Первые механизмы» - 20 часов
3. Робомышь – алгоритмика – 8 часов
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO–
конструирования и основ программирования с интерактивным набором
«Робомышь».
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности;
развитие логическое мышление;
развить умение составлять алгоритмы (основы программирования).
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные
методы и приемы.
Наглядный
рассматривание на занятиях готовых построек;
демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,
форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный
обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа;
совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный
воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей
и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов
работы.
Словесный
Краткое
описание
и
объяснение
действий,
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
сопровождение
и
Проблемный
постановка проблемы и поиск решения;
творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное
их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей
для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с
сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо
представлены задания интеллектуального плана.
При планировании занятия отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать
модели. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе,
стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными
на
занятиях
по
математике,
окружающему
миру,
развитию
речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок
расширял кругозор.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить
правильно,
соединять
детали,
рассматривать образец, «читать» схему,
предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали,
из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок
строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению
предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе,
рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с
детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
Ожидаемый результат реализациипрограммы:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением.
Разовьются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных
элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями;
об основах программирования.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки моделей по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования.
Соревнование «Скоростная сборка моделей».
Фотоотчёты.
Материально-техническое обеспечение:
Конструктор ЛЕГО education «Учись учиться»
Конструктор ЛЕГО education «Первые механизмы»
Интерактивный набор «Робомышь»
Схемы, инструкции, технологические карты
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO. –Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА –
ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование –Москва: «Просвещение»,2010.
5. Методические материалы, Компании LEGO Education «Учись учиться»
6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование –Москва: Издательский
дом «Карапуз»,2012.
7. Первые механизмы. Книга для учителя. – М.: ИНТ. – 82 с.
8. С. И. Волкова «Конструирование», - М. «Просвещение», 2009.
9. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов.
– М.: изд. «Сфера», Москва, 2011.
10. Интернет-ресурсы:
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/pag
Учебно-тематический план занятий
(4-5 лет)
Месяц
№
ОКТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
1
2
Название темы
Программные задачи
Лего - конструктор – «Учись учиться»
Знакомство. Правила работы с Лего - Познакомить детей с конструктором «Учись учиться»
Показ деталей конструктора, название и способы их
конструктором
крепления.
Правила работы с конструктором. Инструкция.
Обследование деталей конструктора, их крепление.
По ту сторону реки
Рассказ, демонстрация фотографий мостов, чтение статьи.
Собрать конструкцию моста.
Кол-во
часов
1
1
3
Кресло каталка Маши
Познакомить с понятием колеса и оси; показ деталей
конструктора, рассказ воспитателя.
Создание конструкции.
1
4
Башня
1
5
Весы
Познакомить с понятиями: конструкция, устойчивость и
вес; показ образца; показ способа действий.
Создание по воображению собственной конструкции.
Познакомить с понятиями: равновесие, вес и весы.
Рассказ воспитателя; показ рычажных весов; показ способа
действий.
Создание конструкции.
6
Мой дом
Познакомить с различными типами домов в различных
1
1
7
Микрорайон
8
Знайка
ВСЕГО
9
11
12
Показ образца; показ способа действий по предложенной
схеме.
Создание конструкции.
Лего – конструктор «Первые механизмы»
Знакомство
с Познакомить детей с конструктором ЛЕГО, правилами
конструктором Legoeducation. Первые работы
с
конструктором,
основными
деталями
механизмы
конструктора, способами крепления деталей.
Познакомить с правилами, как оборудовать рабочее место.
Сборка простейшей конструкции
Вертушка
Научить применять на практике знания и навыки,
касающиеся: использования энергии ветра; применения
шестерен и блоков; использование вращательного
движения; методов измерения.
Сборка конструкции.
Волчок
Закрепить понятия энергия; введение понятия чистый
эксперимент; знакомство с методами измерения; изучение
вращения; изучение возможностей сочетания материалов;
знакомство с передаточными механизмами; развитие
умения оценивать полученные результаты; развитие
способности придумывать игры.
Сборка конструкции.
Перекидные качели
Ввести понятия: равновесие; точка опоры; закрепление
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
НОЯБРЬ
10
культурах; рассказ воспитателя, обсуждение.
Создание конструкции.
Обсуждение по теме; рассказ воспитателя; показ способа
действий; демонстрация картин, иллюстраций.
Создание конструкций.
1
1
8
1
1
2
2
ЯНВАРЬ
понятия энергия; изучение рычагов; знакомство
с
методами нестандартных измерений; формирование
навыка сборки деталей; развитие умения оценивать
полученные результаты; развитие способности
придумывать игры.
Создание конструкции с использованием инструкции.
13
Плот
14
Пусковая установкадля машинок
15
Измерительная машина
Закрепить
понятия равновесие; введение понятий:
выталкивающая сила; тяга и толчок; энергия ветра;
изучение свойств материалов и возможностей их
сочетания; тренировка навыка сборки.
Показ образца; показ способа действий; демонстрация
иллюстраций.
Сборка конструкции.
Изучить работу колеса; тренировка навыка измерять
расстояния; тренировка навыка сборки деталей; развитие
умения оценивать результат; развивать способность
использовать механизмы в конкретных ситуациях.
Рассказ воспитателя, показ образца; показ способа
действий; демонстрация картинок.
Создание конструкции по схеме.
Закрепить понятия:
энергия, сила, трение; изучение методов стандартных и
нестандартных измерений; тренировка навыка сборки
деталей; развитие умения оценивать полученные
результаты;
развитие
способности
использовать механизмы в конкретных ситуациях.
Познакомить с методами стандартных и нестандартных
измерений. Показ способа действий; демонстрация
картинок.
2
2
2
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
16
Хоккеист
17
Новая собака Димы
18
Переправа через
крокодилами
19
Жаркий день
АПРЕЛЬ
ВСЕГО
20
21
22
реку,
Сборка конструкции с использованием инструкции.
Познакомить с основами законов движения механизмов;
изучение методов стандартных и нестандартных
измерений; тренировка навыка сборки деталей; развивать
умения оценивать полученные результаты; развивать
способности придумывать игры.
Создание модели по инструкции.
Закреплять
понятие трение; знакомство с ременной
передачей; тренировка навыка сборки деталей; развивать
умения оценивать полученные результаты; развивать
способности конструировать игрушки.
Создание модели по инструкции
кишащую Повторение пройденного материала.
Учить
применять на практике знания и навыки,
касающиеся: особенностей конструкций; вопросов
прочности; методов измерений; обеспечения
чистоты эксперимента и безопасности изделия.
Повторение пройденного материала.
Учить
применять на практике знания и навыки,
касающиеся: использования энергии ветра; применения
шестерен и блоков; использование вращательного
движения; методов измерения; обеспечение чистоты
экспериментов и безопасности изделий.
Робомышь – алгоритмика
Знакомство с робомышью
Познакомить с робомышью, ее возможностями.
Основные команды
Изучить элементы управления мини-роботом на спинке у
«Робота-Мыши».
Знакомить с основными командами.
Как научить робота двигаться? Мы- Знакомить детей с основами движения мыши, учить
2
2
2
2
20
1
1
1
роботы
23
24
25
26
27
ВСЕГО
прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать роботу
план действий.
Как научить робота двигаться? Учить программировать робомышь с помощью карточекПрограммируем робомышь
стрелок, задавать план действий.
Помоги мышке добраться до сыра
Формировать зрительные умения обследовать планомерно
и целенаправленно картинки. И выделять главные
признаки, упражнять в локализации и зрительном
опознавании форм.
Продолжать учить составлять алгоритм движения мыши,
используя карточки со стрелками.
Работа с полем Дорожные знаки
Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять
план действий на игровом поле
Самостоятельная
работа
с Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши,
робомышью
составлять план действий на игровом поле.
Итоговое занятие.
Выявление полученных знаний и умений
Командные соревнования
1
1
1
1
1
8
36
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)