Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Цель, задачи
3.
Планируемые результаты
4.
Учебный план
5.
Учебный календарный график
6.
Организационно педагогические условия
7.
Список литературы
Пояснительная записка
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно
овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами –
бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно
участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их
выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности,
разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах
движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в
дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного
возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста,
состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них
используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и
полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми,
элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным
правилам.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют
развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности
движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом
различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают
подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они
укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей
осанки.
Чтобы восполнить пробелы знаний и умений в овладении мячом и удовлетворить
потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить
дополнительные кружки по физическому развитию.
Проблема:
Частичное владение мячом.
Отсутствие чувства мяча.
Нарушение правил применимых в определенных ситуациях.
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним; дефицит
движений у детей дошкольного возраста
Цель:
Успешное овладение детьми действиями с мячом, обогащение
двигательного
опыта детей 5-7 лет
Задачи:
1.Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
2.Освоение техники игры в баскетбол, пионербол, способствование
совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма
(нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития,
физической подготовленности детей.
3. Познакомить дошкольников с историей игр.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение
ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5.Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача
мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную
тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с
мячом.
6.Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
7.Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной
цели.
8.Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания
интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения,
групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой
игры с мячом, длительностью 30-35 минут.
Количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в
учебном году). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги,
праздники, развлечения.
Период обучения: с 1 октября по 30 мая, согласно сетки занятий работы
кружков. Для детей старших групп 2 года обучения, для детей подготовительных
групп 1 год обучения.
Основание: Закон РФ «Об образовании», положение о платных дополнительных
услугах в образовательных учреждениях.
Реализация: Учебно-тематический план, конспекты занятий (стандартных,
игровых, контрольно-учетных, методические рекомендации, критерии и методы
проведения диагностики, перечень литературы)
Место проведения: спортивный зал МАДОУ «Детский сад №77»
Срок реализации: 1год для детей 6 лет и 2 года для детей 5лет.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению
программы.
Алгоритм проведения занятий
Занятия строятся в игровой форме.
Элементы движений осваиваются в течение недели
Элементы движений и спортивные упражнения варьируются и
объединяются в зависимости от способностей детей.
Элементы движений даются в виде показа, в ходе освоения используются
схемы, карточки, загадки и т.д.
После освоения очередного этапа идет проведение игры или игровых
моментов, а также соревнований.
Организация образовательной деятельности:
Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол), баскетбол,
состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без
мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки,
повороты, прыжки, ложные движения)
Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину,
подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.
Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой,
прыжками, поворотами.
Годовой календарный график
по дополнительной общеразвивающей
Программе «ШКОЛА МЯЧА»
Содержание
5-6лет
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
Окончание учебного года
Продолжительность организованной
образовательной деятельности
Недельная образовательная нагрузка
занятий
Объем недельной образовательной
нагрузки (в неделю)
Сроки проведения мониторинга
2
01.10.
8 месяцев
31.05.
не более 30 мин
2
60 мин
10.11. - 12.11.
16.05. - 27.05.
Годовой календарный график
по дополнительной общеразвивающей
Программе «ШКОЛА МЯЧА»
Содержание
6-7лет
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
Окончание учебного года
Продолжительность организованной
образовательной деятельности
Недельная образовательная нагрузка
занятий
Объем недельной образовательной
нагрузки (в неделю)
Сроки проведения мониторинга
2
01.10.
8 месяцев
31.05.
не более 35 мин
2
70 мин
10.11. - 12.11.
16.05. - 27.05.
Работа с родителями:
Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по
программе.
Совместная деятельность детей и родителей эмоции от игр с мячом.
Организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о
современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей,
значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом,
упражнения с мячом и т. д.)
Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы,
с мячом и т. д.)
Папка «Физкультура – это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи,
подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
Пополнение картотек « Игры на улице»
Учебно - тематический план
М
ес
яц
О
к
т
я
б
р
ь
№
Тема
№1 Вводное
№2 Волейбол
№3
Волейбол
1-й год обучения
Цель
Программное
содержание
Подготовить
детей к
обучающем
у процессу
Обследование
детей
Инструктаж по
технике
безопасного
поведения в
физкультурном
зале
Знакомство с
мячом.
Научиться Упражнения с
управлять
мячом
мячом,
индивидуально
чувствовать и в парах.
его.
Практические действия
Колво
часо
в
Диагностика умений владения 1
мячом.
Диагностика умений
владения мячом.
ОРУ на растяжку, игры
манипуляции с мячами.
П/И «Веселые мячи»
развивать ручную ловкость.
Научиться Упражнения на ОРУ на растяжку, игры
управлять
овладение
манипуляции с мячами.
мячом,
техникой
Подбрасывание и
чувствовать броска через
перебрасывание мяча в парах
его.
веревку .
разными способами.
П/И «Мяч в кольцо»,
«Собачка»
учить способам передачи
3
4
мяча.
Н
о
я
б
р
ь
№4
№5
Д
е
к
а
б
р
ь
Волейбол
Волейбол
№6 Волейбол
№7 Волейбол
Я
н
в
а
р
ь
Контролиро Упражнения на
вать мяч в
освоение
движении. техники приема
и передачи
мяча.
Передвижений,
остановок,
поворотов и
стоек в
волейболе.
Совершенст
вовать
точность
передачи
мяча.
ОРУ на растяжку, игры
манипуляции с мячами.
Подбрасывание и
перебрасывание мяча в парах
разными способами, через
веревку.
И,У. «Мяч через сетку»
учить действиям с мячом в
команде
П/И «Ловишка с мячом»
Научить
точности
передачи мяча
партнеру,
обучение
удару-подаче.
4
ОРУ на растяжку, игры
манипуляции с мячами.
Броски мяча замыкающему,
через всю колонну и обратно,
со сменой замыкающего.
И.У. «Собачка»
учить ловле мяча из
различных подач.
П/И «Мяч водящему»
Научить
Правила игры, ОРУ на растяжку, игры
точности
техника
манипуляции с мячами.
передачи
владения
Обучение
удару-подаче
мяча
мячом,
«ладошка», с ловлей мяча
партнеру,
движения и
напарником.
обучение
остановки.
Обучение игре пионербол по
правил игры
упрощенным правилам.
в пионербол
4
Совершенст
вовать
технику
игры
ОРУ на растяжку, игры
манипуляции с мячами.
Обучение
удару-подаче
«снизу», «ладошка» с ловлей
мяча напарником.
Игра
в
пионербол
по
упрощенным правилам.
6
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами.
Обучение отбиванию
поочередно правой и левой
руками.
П/И «Охотники и зайцы»
4
Упражнения на
закрепление
техники
владения
мячом и
развитие
координационн
ых
способностей.
№8
Научиться Упражнения на
Баскетбол управлять
освоение
мячом,
ловли, ведения
чувствовать и передачи
его,
мяча в парах.
правильно
отбивать
2
мяч.
учить меткости, развивать
ручную ловкость.
№9
Контролиро
Баскетбол вать мяч в
движении,
развивать
ручную
ловкость.
№10
Контролиро Упражнения на
Баскетбол вать мяч в
освоение ловли
движении. и передачи
мяча.
Комбинации из
освоенных
элементов.
Ф №11
Развивать
Баскетбол
е
меткость и
в
ловкость.
р
а
л
ь
№12
Упражнения на
освоение ловли
и передачи
мяча.
Упражнения на
освоение
техники
забрасывания
мяча в кольцо.
Подготовить Упражнения на
Баскетбол детей к игре освоение ловли
в баскетбол. и передачи
мяча (в парах,
тройках).
Комбинации из
освоенных
элементов.
М №13 Баскетбол Развивать
а
ловкость,
р
умения в
т
процессе
игры
баскетбол
Упражнения на
освоение ловли
и передачи
мяча (в парах,
тройках).
Упражнения на
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами.
Отбивание поочередно правой
и левой руками в парах с
броском от груди (стоя, в
движении)
И.У. «Придумай сам»
учить технике владения мяча
в различных ситуациях.
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами.
Ведение мяча разными
способами.
П/И «Перебежки»
Учить технике ведения мяча
с передачей.
Эстафета по способам
ведения мяча.
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами.
Обучение броскам в кольцо
разными способами.
И.У. «Кто больше забросит»
развивать меткость и
ловкость.
Эстафеты по способам
ведения мяча.
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами
Забрасывание мяча в кольцо
разными способами, ведение
+
забрасывание; ведение, пас +
забрасывание
Эстафета «Навстречу друг
другу», с забрасыванием в
кольцо.
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами
Забрасывание мяча в кольцо
разными способами, ведение в
паре,забрасывание; ведение,
2
2
4
4
4
№14 Баскетбол Обучение
правилам
игры в
баскетбол.
А №15 Баскетбол Совершенст
п
вовать
р
технику
е
игры
л
ь
овладение
техникой
бросков мяча.
пас + забрасывание.
П/И «Тройка с мячом»
развитие ловкости,
быстроты реакции.
Развивать
ловкость,
умения
принимать
решения в
процессе игры
баскетбол.
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции
с
мячами
Забрасывание мяча в кольцо
разными способами, ведение в
паре,забрасывание; ведение,
пас + забрасывание.
Баскетбол в одно кольцо.
4
ОРУ на тренировку силы
пальцев рук, кисти, игры
манипуляции с мячами.
*Баскетбол в одно кольцо.
*Эстафеты с
баскетбольными мячами.
4
Игра в мини - баскетбол по
упрощенным правилам между
командами 3*3
4
Броски и ловля мяча через
сетку, подачи, четкое
выполнение правил игры.
5
Диагностика умений владения
мячом
Игра в пионербол по
упрощенным правилам.
2
Учить точности
передачи мяча
партнеру,
обучение игры
в баскетбол.
Закреплять
комбинации из
освоенных
элементов.
№16 Баскетбол Совершенст Учить точности
вовать
передачи мяча
технику
партнеру,
игры
обучение игры
в баскетбол.
М №17 Волейбол Совершенст Упражнения на
а
вовать
закрепление
й
технику
техники
игры в
владения
пионербол. мячом и
развитие
координационн
ых
способностей.
Игра в
пионербол по
упрощенным
правилам.
№18 Волейбол Разработать Упражнения на
тактику
закрепление
игры.
техники
владения
мячом и
развитие
координационн
ых
способностей.
№19 Итоговое
Обследование
детей.
Диагностика
навыков.
Награждение
спортсменов.
умений
и
грамотами
64
часа
ИТОГО:
М
ес
яц
О
к
т
я
б
р
ь
№
Тема
№1 Вводное
№2 Волейбол
№3
Н
о
я
б
р
ь
№4
Волейбол
Волейбол
2-й год обучения
Цель
Программное
содержание
Подготовить
детей к
обучающем
у процессу
Обследование
детей
Инструктаж по
технике
безопасного
поведения в
физкультурном
зале
Знакомство с
мячом.
Научиться Упражнения с
управлять
мячом
мячом,
индивидуально
чувствовать и в парах.
его.
Научиться
управлять
мячом,
чувствовать
его.
Упражнения на
овладение
техникой
броска через
веревку .
Контролиро Упражнения на
вать мяч в
освоение
движении. техники приема
и передачи
мяча.
Передвижений,
остановок,
поворотов и
стоек в
1
Практические действия
Колво
часо
в
Диагностика умений владения 1
мячом.
Диагностика умений
владения мячом
Подбрасывание и
перебрасывание мяча в парах
разными способами
(используются мячи разного
диаметра).
П/И «Охотники и утки»
развивать ручную ловкость.
Подбрасывание и
перебрасывание мяча в парах
разными способами через
веревку, с последующей
ловлей, догнав его.
П/И «Мяч водящему»
учить способам передачи
мяча.
Броски мяча замыкающему,
через всю колонну и обратно,
со сменой замыкающего.
И,У. «Гонка мячей»
учить действиям с мячом в
команде
3
4
4
волейболе.
№5
Д
е
к
а
б
р
ь
Я
н
в
а
р
ь
Волейбол
Совершенст
вовать
точность
передачи
мяча.
№6 Волейбол
Научить
точности
передачи
мяча
партнеру,
обучение
правил игры
в пионербол
№7 Волейбол
Совершенст
вовать
технику
игры
Научить
точности
передачи мяча
партнеру,
обучение
удару-подаче.
Правила игры,
техника
владения
мячом,
движения и
остановки.
Упражнения на
закрепление
техники
владения
мячом и
развитие
координационн
ых
способностей.
№8
Научиться Упражнения на
Баскетбол управлять
освоение
мячом,
ловли, ведения
чувствовать и передачи
его,
мяча в парах.
правильно
отбивать
мяч.
№9
Контролиро Упражнения на
Баскетбол вать мяч в
освоение ловли
движении, и передачи
развивать
мяча.
ручную
ловкость.
№10
Обучение
удару-подаче
«ладошка», с ловлей мяча
напарником.
И.У. «Собачка»: учить ловле
мяча из различных подач.
4
Игра
по
упрощенным
правилам в пионербол.
2
Игра
в
пионербол
упрощенным правилам.
по
6
Отбивание поочередно правой
и левой руками, отбивание в
парах с броском от груди
(стоя, в движении)
П/И «Ловишка с мячом»
учить меткости, развивать
ручную ловкость.
4
Ведение мяча разными
способами.
И.У. «Придумай сам» учить
технике владения мяча в
различных ситуациях.
2
Контролиро Упражнения на Эстафета по способам
Баскетбол вать мяч в
освоение ловли ведения мяча.
движении. и передачи
мяча.
Комбинации из
2
освоенных
элементов.
Ф №11
Развивать
Баскетбол
е
меткость и
в
ловкость.
р
а
л
ь
Упражнения на
освоение
техники
забрасывания
мяча в кольцо.
Забрасывание мяча в кольцо
разными способами, ведение
+
забрасывание; ведение, пас +
забрасывание
И.У. «Кто больше забросит»
развивать меткость и
ловкость.
№12
Подготовить Упражнения на Эстафета «Навстречу друг
Баскетбол детей к игре освоение ловли другу», с забрасыванием в
в баскетбол. и передачи
кольцо.
мяча (в парах,
тройках).
Комбинации из
освоенных
элементов.
М №13 Баскетбол Развивать
Упражнения на Баскетбол в одно кольцо.
а
ловкость,
овладение
П/И «Веселые мячи»
р
умения в
техникой
развитие ловкости,
т
процессе
бросков мяча. быстроты реакции.
игры
баскетбол
№14 Баскетбол Обучение
Развивать
Игра в мини - баскетбол по
правилам
ловкость,
упрощенным правилам.
игры в
умения
баскетбол. принимать
решения в
процессе игры
баскетбол.
А №15 Баскетбол Совершенст Учить точности Игра в мини - баскетбол по
п
вовать
передачи мяча упрощенным правилам.
р
технику
партнеру,
е
игры
обучение игры
л
в баскетбол.
ь №16 Баскетбол Совершенст Учить точности Игра в мини - баскетбол по
вовать
передачи мяча упрощенным правилам между
технику
партнеру,
командами 3*3
игры
обучение игры
в баскетбол.
М №17 Волейбол Совершенст Упражнения на Броски и ловля мяча через
а
вовать
закрепление
сетку, подачи, четкое
й
технику
техники
выполнение правил игры.
игры в
владения
пионербол. мячом и
развитие
координационн
ых
4
4
4
4
4
4
5
способностей.
Игра в
пионербол по
упрощенным
правилам.
№18 Волейбол
№19 Итоговое
Разработать Упражнения на
тактику
закрепление
игры.
техники
владения
мячом и
развитие
координационн
ых
способностей.
Обследование
детей.
Диагностика умений владения
мячом
Игра в пионербол по
упрощенным правилам.
2
Диагностика
навыков.
Награждение
спортсменов.
1
умений
и
грамотами
ИТОГО:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Используемая литература:
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы.- М.:
Просвещение, 1983
Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004.
Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детствопресс»,2009.
Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания
дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
Хабарова
Т.В.
«Развитие
двигательных
способностей
старших
дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
64
часа
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)