1 год обучения Звукарик 2023-24

Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги «Звукарик» (первый год обучения),
предназначенная для занятий с детьми 5-6 лет, рассчитана на один год обучения.
Основной целью данной программы является выработка у детей умения ориентироваться
в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к
чтению.
Дополнительная образовательная услуга «Звукарик» для детей старшего дошкольного
возраста главным образом направлена на решение одной из задач речевого развития ребенка —
подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая и
становится предметом изучения детьми.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в
различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком
языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и
морфологии в школе.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса
обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней
предусматривается постепенное расширение и усложнение программных задач.
Эффективность программного материала обусловлена следующим: используемый на
занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные
эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей,
требованиям ФГОС ДО.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и
писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор
умственного развития ребенка.
На каждом занятии предусматривается работа по развитию графических навыков и
моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребенка к письму.
Используется прием моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая
структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и
подготавливает ребенка к определению звукового строения слова на этапе обучения
звукобуквенному анализу.
Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не
образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко
используются на занятиях.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают
процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного материала
из различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию умственных качеств
дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и
навыков, необходимых будущему первокласснику.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
дошкольника, а не копируют школьную программу.
Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю, с группой детей в количестве не более
15 человек, продолжительностью 30 - 35 минут, во вторую половину дня.
Дополнительная индивидуальная работа с детьми осуществляется дома в тетрадях по
и наглядного материала; методические приемы
заданию педагога
Подбор речевого
определяются целями обучения с учетом знаний детей, накопленных в процессе работы
воспитателя по разделу ―Обучение грамоте‖.

Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог,
родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания
усложняются), однако ведущей задачей остается подготовка к обучению грамоте.
Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают,
продолжают и заканчивают одну тему.
Программа «Звукарик» предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод
обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Жуковой применительно
к обучению детей дошкольного возраста.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный
процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка,
побуждают его к учебной деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются листы, с
помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем
темпе.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже с 6 лет, на
второй год обучения. Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль — это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь
данными объяснениями, с образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка
внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.
Включение самоконтроля в процесс обучения вызывает существенные изменения в
способе выполнения задания.
Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха. Ребенку очень важно, что
он думает о самом себе.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.
Основное назначение программы «Звукарик»:
1. Оказать помощь в подготовке детей к обучению грамоте в условиях дошкольного –
образовательного учреждения.
2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут усвоить программу.
3. Подготовить детей к школе, способствуя:
— формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
классификация);
— формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
самоконтроль и самооценку;
— развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для
выполнения поставленных задач;
— овладению навыками речевого общения;
— развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому
развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный
материал.

При создании программы и методики ее реализации учитывалось положение Л. С.
Выгодского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой психического развития.
Обучение, по мнению Л. С. Выгодского, не может осуществляться без реальной деятельности
самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое
мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого
полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за
образное мышление).
Дополнительный материал представлен:
а) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука
изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует кукушка?).
б) играми:
— «Подскажи словечко», в которой дети учатся подбирать слова не просто близкие по
звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук,
который ребенок должен произнести четче, чем другие звуки.
— «Звуки поменялись местами», способствующая развитию фонематического слуха,
пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).
— «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие согласные.
— «Найди пару», закрепляющая умение интонационно произносить заданный звук.
в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще; чем другие. Детям предлагается
послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети упражняются в правильном
произношении слов, у них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворений способствует
развитию слуховой памяти.
Для обеспечения эффективности работы кружка необходимо:
- создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий, т.е важно не только
дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, но и научить их использовать эти
знания самостоятельно. Это возможно, если в группе, дома созданы условия для самостоятельной
деятельности ребенка.
Для этого необходимо иметь достаточное количество детских книг и настолько-печатных
игр.
- взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.
Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего важно ребенку, который
сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а
если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.
Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение, так как:
— позволяет широко применять наглядный метод обучения и метод практических заданий;
— обеспечивает максимальный уровень использования фонематических, звукобуквенных,
графических средств, который создает предпосылки для перехода к следующему этапу обучения —
чтению в школе;
— создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что
достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и
двигательное ознакомление со словом, буквой;
— способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
— закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова;
— способствует формированию умения самостоятельно решать учебную задачу,
предложенную педагогом;
— предоставляет возможность самому ребенку сформулировать учебную задачу,
— способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки;
— позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

Структура программы
Первый год обучения включает в себя два этапа. (72 часа)
Первый этап подготовительный Главная задача этого этапа обучения — ввести детей в
мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения
звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения
грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен
предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет
открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только
усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному
произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи
между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков.
Второй этап обучения решает задачи развития звукобуквенного анализа,
фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму. Начинается он в ноябре,
предполагает проведение двух занятий в неделю в течение учебного года и составляет 33 занятия.
На каждом занятии ребенок знакомится с одним из звуков русского языка и параллельно с
соответствующей буквой. Порядок знакомства со звуками: сначала гласные и простые согласные,
затем свистящие, шипящие, сонорные. По определенной схеме ребенок учится произносить звук
изолированно, в словах, а затем и во фразовой речи.
Для развития умения произносить звук изолированно детям предлагаются игровые
упражнения «Как гудит паровоз», «Как поет свою песенку комарик», «Как рычит мотор»
Произносить звук в словах ребенок учится, играя в словесные игры «Подскажи словечко»,
«Назови картинки», «Отгадай загадку».
Заучивание потешек, стихотворений способствует не только правильному произношению
звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти.
Активность ребенка на занятии направлена также на развитие моторики, основных
движений и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с
моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень
трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале,
в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом
специального рассмотрения, изучения. С этой целью в средней группе ребенок знакомится с
простейшим моделированием — слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Реализация этой задачи звукобуквенного анализа, фонематического восприятия и
подготовки руки ребенка к письму проходит на материале русского алфавита по общепринятым
группам — гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, твердый и
мягкий знак.
Введение условных обозначений помогает ребенку самостоятельно формулировать
учебные задачи занятия.
Продолжается работа со звуковой моделью слова; ребенок моделирует фонемную
структуру слова и проводит его фонетический разбор (слово обозначается в виде прямоугольника,
гласные звуки — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные —
зеленый).
Ребенок знакомится с буквой, которая обозначает изучаемый звук, и учится писать ее в
клетке. Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению слогов, затем слов, предложений и
небольших стихотворных текстов.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются
следующие упражнения:
1. Узнать букву.
2. Обвести ее пальчиком по контуру.
3. Написать букву по точкам.
4. Закрасить контур буквы.
5. Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.
6. Написать букву в клетке.
7. Выучить стихотворение про букву.

Закрепление связи звука с буквой осуществляется в следующих игровых
упражнениях:
1. «Ну-ка, буква, отзовись».
Буквы А, О, У, Ы, Э, вырезанные ребенком, лежат на столе перед ним. Педагог поочередно
называет звуки, а ребенок показывает соответствующую букву.
2. «Назови правильно».
Педагог поочередно показывает буквы, а ребенок называет соответствующий звук.
3. «Назови букву, которая спряталась».
На доске ряд букв; педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из них. Затем
дети открывают глаза и называют букву, которая спряталась.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим
возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
Показатели развития
К концу первого года обучения ребенок:
- овладеет послоговым чтением;
- научится ориентироваться в тетради в клеточку;
- овладеет основными понятиями «звук», «буква», «слог», «предложение»;
- познакомится в занимательной форме с некоторыми особенностями русского языка;
- получит возможность творчески проявить себя при познании языковых
закономерностей, сформируется чуткость к родному языку;

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ СЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под
редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Г.А.Каше ―Подготовка к школе детей с недостатками речи‖ М.Просвещение, 1985 г.
3. Л.Е.Журова ―Обучение дошкольников грамоте‖ М. ―Школа - Пресс‖, 1998 г.
4. Г.Доман ―Дошкольное обучение ребенка‖ М‖Аквариум‖,1995 г.
5. Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет «Занимательное обучение чтению» Волгоград, 2008 г.
6. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать» Москва, 2007 г.
7. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» М., РОСТ, 2013 г.
8. О.А.Холодова «За три месяца до школы» М., РОСТ, 2014 г.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения.
Тема

1.

Содержание

Основные понятия 1. Познакомить с основными структурными единицами
речи. Предложение.
речи: слово, предложение.
2. Дать представление о различных типах предложений
Слово.
(интонация повествования, вопроса и восклицания.

Кол-во часов

4

2. Слова, называющие 1.Развивать умение отличать друг от друга слова,
предметы,
называющие предметы, действия, признаки предмета.
действия, признаки 2.Знакомство со словами, отвечающими на вопросы Кто?
предмета.
и Что?

4

3. Звуки речи.

1. Дать понятие о звуках речи.
2. Формирование умения определять место звука в слове.
3. Развитие первичных навыков звукового анализа слов.

4

4. Звук и буква

1. Дать понятие ―звук ― и ―буква‖.
2. Развивать графические навыки.

1

1. Закрепить понятие ―звук‖ и ―буква‖, знать их

1

―А‖

5. Звук и буква
―У‖

6. Звук и буква

отличия.
2.Познакомить с термином ―Заглавная буква‖.
3.Совершенствовать фонематический слух
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Закрепить понятия ―звук‖ и‖буква‖,‖заглавная буква‖.
3. Развивать графические навыки.

1

7. Звук и буква
― О ―

1. Закрепить понятие ―звук‖ и ―буква‖.
2. Развивать графические навыки.

1

8. Звук и буква
― Ы ―

1. Развитие мелкой моторики.
2. Совершенствование звуко-слогового анализа.

1

9. Звук и буква
― Э ―

1. Закреплять изученные понятия.
2. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа
слов.
3. Учить графически ―записывать‖ простые
предложения.

1

1. Закрепить отличие звука от буквы.
2. Закрепить знания о ―Строчной‖ и ―Заглавной ―
букве.
3. Развивать фонематический слух.

1

―И―

10

Звук и буква
―М―

11 Звук и буква
―В ―

1. Закрепить изученные термины.
2. Совершенствовать навык чтения и письма.
3. Воспитывать правильную осанку при письме.

1

12 Звук и буква
―Н―

1. Упражнять в различие гласных и согласных звуков.
2. Совершенствовать навык чтения слов.
3. Воспитывать аккуратность при работе с тетрадью.

1

13 Звук и буква
―П―

1. Развивать мелкую моторику.
2. Учить называть элементы букв.
3. Учить читать слоги с изученными буквами.

1

14 Звук и буква
―Т―

1. Познакомить с термином ―Согласный звук‖,
―Согласная буква‖.
2. Учить читать и составлять слоги.
3. Воспитывать аккуратность при работе с тетрадью.

1

1. Познакомить детей с новой буквой.
2. Закрепить понятие ―согласный звук‖ и‖согласная
буква‖.
3. Учить анализу и синтезу слогов.

1

16 Звук и буква
―С―

1. Развитие графических навыков.
2. Совершенствование навыков звуко- слогового
анализа.
3. Учить составлять и читать простые слова.

1

17 Звук и буква
―Х―

1. Закрепить понятия ― Строчная‖ и ―заглавная‖ буква.
2. Упражнять в чтении слов.
3. Развивать звуко- слоговой анализ.

1

18 Звук и буква
―З―

1. Закрепить знания о звуке и букве.
2. Учить самостоятельно конструировать слова.
3. Развивать мелкую моторику.

1

19 Звуки «С» - «З»

1.Учить различать звуки в словах.
2.Дать понятие парных согласных звуков.

2

20 Звук и буква
―Б―

1. Совершенствовать умение ориентироваться на листе
бумаги.
2.Развивать зрительную и слуховую память.
3. Упражнять в чтении и письме.

1

21 Звуки «П» - «Б»

1.Учить различать звуки в словах.
2.Закрепить понятие о парных согласных звуках.

2

15

Звук и буква
―К―

22 Звук и буква
―Д―

1. Закрепить отличие звука от буквы.
2. Совершенствовать навык звуко- слогового анализа
слов.
3. Учить читать слова и предложения.

1

23 Звуки «Д» - «Т»

1.Учить различать звуки в словах.
2.Закрепить понятие о парных согласных звуках.
3.Различение согласных по разным признакам: твердостимягкости, звонкости – глухости.

2

1. Формировать фонематический слух.
2. Закреплять навык чтения слов.
3. Учить печатать слова под диктовку.

1

1.Учить различать звуки в словах.
2.Закрепить понятие о парных согласных звуках.
3.Продолжать формировать умение различать согласные
звуки по разным признакам: твердости-мягкости,
звонкости – глухости.

2

24

Звук буква
―Г―

25 Звуки «Г» - «К»

26

Звук и буква
―Ш―

1. Закрепить отличие звука от буквы.
2. Совершенствовать навык звуко- слогового анализа
слов.
3. Учить читать слова и предложения.

1

27

Звуки «С» - «Ш»

1. Развивать мелкую моторику.
2. Совершенствовать фонематический слух и
восприятие.
3. Закрепить навыки чтения и письма.

2

28

Звук и буква
―Я―

1. Познакомить с термином ―Особенная буква‖.
2. Совершенствовать звуко-слоговой анализ слов.
3. Упражнять в чтении и письме.

1

29

Звук и буква
―Ж ―

1. Закрепить знания о звуках и буквах.
2. Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез.
3. Упражнять в чтении и письме.

1

30 Звуки «Ж» - «Ш»

1. Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
2. Закрепить правила написания предложений.
3. Упражнять в чтении слов и предложений.

2

31 Звуки «З» - «Ж»

1. Учить самостоятельно составлять и
преобразовывать слова.
2. Учить читать предложения.
3. Упражнять в печатании слов под диктовку.

2

32 Звук и буква
―Л―

33

34

Звук и буква
―Е―
Звук и буква
―Ё―

1. Учить самостоятельно составлять и
преобразовывать слова.
2. Учить читать предложения.
3. Упражнять в печатании слов под диктовку.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

1

Развитие мелкой моторики.
Закрепить термин ―Особенная буква‖.
Совершенствовать навык чтения и письма.
Закрепить термин ―Особенная буква‖.
Учить составлять и читать слова и предложения.
Совершенствовать навык письма.

1

1

35

Звук и буква
―Р ―

1. Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
2. Закрепить правила написания предложений.
3. Упражнять в чтении слов и предложений.

1

36

Звук и буква
―Ф―

1. Развитие мелкой моторики.
2. Закрепить все изученные понятия.
3. Совершенствовать навык чтения и письма.

1

1. Учить самостоятельно составлять и
преобразовывать слова.
2. Учить читать предложения.
3. Упражнять в печатании слов под диктовку.

2

37 Звуки «В» - «Ф»

38

Звук и буква
―Ю―

1. Закрепить понятие‖Твердый‖ и ―Мягкий‖ звук.
2. Совершенствовать зрительное восприятие и память.
3. Дальнейшее развитие навыков чтения и письма.

1

39

Звук и буква
―Ц―

1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Закрепить знания о звуках и буквах.
3. Упражнять в чтении предложений.

1

1. Учить самостоятельно составлять и
преобразовывать слова.
2. Учить читать предложения.
3. Упражнять в печатании слов под диктовку.

2

1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать фонематический слух и восприятие.
3. Совершенствовать навыки чтения и письма.

1

1. Закрепить понятие ―твердый и ―мягкий ― звук.
2. Развивать фонематический слух.
3. Совершенствовать навык чтения и письма.

1

40 Звуки «С» - «Ц»

41

Звук и буква
―Й―

42 Звук и буква
―Ч―

43

Звук и буква
―Щ―

1. Чтение простых предлжений.
2. Развивать фонематический слух.

1

44

Буквы ―ъ‖ и ―ь‖

1. Дать понятие о знаках алфавита.
2. Учить читать слова с мягким и твердым знаком.
3. Совершенствовать навык печатания букв.

2

Познакомить со знаками препинания.
Учить составлять предложение с данным знаком.
Совершенствовать навык чтения и письма.
Закрепление представлений о звуках и буквах.
Совершенствование навыков звуко-слогового
анализа.
3. Чтение простых текстов.

3

1. Проверить усвоенный детьми материал.
2. Совершенствовать навыки чтения и письма под
диктовку.

3

45

1.
Знаки препинания 2.
3.
46 Алфавит
1.
2.

47

Повторение

Итого:

3

72 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».