Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги «Звукарик», предназначенная для
занятий с детьми 6-7 лет, рассчитана на один года обучения.
Основной целью данной программы является выработка у детей умения ориентироваться
в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к
чтению.
Дополнительная образовательная услуга «Звукарик» для детей старшего дошкольного
возраста главным образом направлена на решение одной из задач речевого развития ребенка —
подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая и
становится предметом изучения детьми.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в
различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком
языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и
морфологии в школе.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса
обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней
предусматривается постепенное расширение и усложнение программных задач.
Эффективность программного материала обусловлена следующим: используемый на
занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные
эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей,
требованиям ФГОС ДО.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и
писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор
умственного развития ребенка.
На каждом занятии предусматривается работа по развитию графических навыков и
моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребенка к письму.
Используется прием моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая
структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и
подготавливает ребенка к определению звукового строения слова на этапе обучения
звукобуквенному анализу.
Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не
образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко
используются на занятиях.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают
процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного материала
из различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию умственных качеств
дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и
навыков, необходимых будущему первокласснику.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
дошкольника, а не копируют школьную программу.
Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю, с группой детей в количестве не более
15 человек, продолжительностью 30 - 35 минут, во вторую половину дня.
Дополнительная индивидуальная работа с детьми осуществляется дома в тетрадях по
и наглядного материала; методические приемы
заданию педагога
Подбор речевого
определяются целями обучения с учетом знаний детей, накопленных в процессе работы
воспитателя по разделу ―Обучение грамоте‖.
Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог,
родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания
усложняются), однако ведущей задачей остается подготовка к обучению грамоте.
Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают,
продолжают и заканчивают одну тему.
Программа «Звукарик» предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод
обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Жуковой применительно
к обучению детей дошкольного возраста.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный
процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка,
побуждают его к учебной деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются листы, с
помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем
темпе.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже с 6 лет, на
второй год обучения. Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль — это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь
данными объяснениями, с образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка
внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.
Включение самоконтроля в процесс обучения вызывает существенные изменения в
способе выполнения задания.
Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха. Ребенку очень важно, что
он думает о самом себе.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.
Основное назначение программы «Звукарик»:
1. Оказать помощь в подготовке детей к обучению грамоте в условиях дошкольного –
образовательного учреждения.
2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут усвоить программу.
3. Подготовить детей к школе, способствуя:
— формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
классификация);
— формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
самоконтроль и самооценку;
— развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для
выполнения поставленных задач;
— овладению навыками речевого общения;
— развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому
развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный
материал.
При создании программы и методики ее реализации учитывалось положение Л. С.
Выгодского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой психического развития.
Обучение, по мнению Л. С. Выгодского, не может осуществляться без реальной деятельности
самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое
мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого
полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за
образное мышление).
Дополнительный материал представлен:
а) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука
изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует кукушка?).
б) играми:
— «Подскажи словечко», в которой дети учатся подбирать слова не просто близкие по
звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук,
который ребенок должен произнести четче, чем другие звуки.
— «Звуки поменялись местами», способствующая развитию фонематического слуха,
пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).
— «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие согласные.
— «Найди пару», закрепляющая умение интонационно произносить заданный звук.
в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще; чем другие. Детям предлагается
послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети упражняются в правильном
произношении слов, у них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворений способствует
развитию слуховой памяти.
Для обеспечения эффективности работы кружка необходимо:
- создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий, т.е важно не только
дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, но и научить их использовать эти
знания самостоятельно. Это возможно, если в группе, дома созданы условия для самостоятельной
деятельности ребенка.
Для этого необходимо иметь достаточное количество детских книг и настолько-печатных
игр.
- взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.
Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего важно ребенку, который
сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а
если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.
Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение, так как:
— позволяет широко применять наглядный метод обучения и метод практических заданий;
— обеспечивает максимальный уровень использования фонематических, звукобуквенных,
графических средств, который создает предпосылки для перехода к следующему этапу обучения —
чтению в школе;
— создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что
достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и
двигательное ознакомление со словом, буквой;
— способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
— закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова;
— способствует формированию умения самостоятельно решать учебную задачу,
предложенную педагогом;
— предоставляет возможность самому ребенку сформулировать учебную задачу,
— способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки;
— позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
Структура программы
Второй год обучения. (72 часа)
На второй год обучения реализуется третий этап один из наиболее важных — развитие
интереса и способностей к чтению. Этот этап хотя и является заключительным, но реализуется целый
учебный год и рассчитан на детей овладевших послоговым чтением.
Система занятий, построенная на увлекательных играх и упражнениях со словами, звуками,
буквами, вызывает у детей интерес к процессу чтения.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают
процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного материала из
различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию умственных качеств
дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и
навыков, необходимых будущему первокласснику.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим
возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
Показатели развития
К концу второго года обучения ребенок научится:
- читать слова, предложения, стихотворения, тексты;
- печатать слова, предложения;
- проводить фонетический разбор слов;
- понимать прочитанное;
- пересказывать прочитанное;
- разгадывать кроссворды, ребусы;
- выполнять задания в тетради в клеточку.
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ СЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА :
1. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под
редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Г.А.Каше ―Подготовка к школе детей с недостатками речи‖ М.Просвещение, 1985 г.
3. Л.Е.Журова ―Обучение дошкольников грамоте‖ М. ―Школа - Пресс‖, 1998 г.
4. Г.Доман ―Дошкольное обучение ребенка‖ М‖Аквариум‖,1995 г.
5. Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет «Занимательное обучение чтению» Волгоград, 2008 г.
6. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать» Москва, 2007 г.
7. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» М., РОСТ, 2013 г.
8. О.А.Холодова «За три месяца до школы» М., РОСТ, 2014 г.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
Тема
Содержание
Кол-во часов
Как прекрасен этот 1.
Повторение понятий слово, предложение.
мир. Слово и
2.
Игра «Я начну, а ты закончи».
3.
Развивать графические навыки.
предложение.
2. Речь вокруг нас.
1.
Закрепить представление о различных типах
предложений (интонация повествования, вопроса и
Слово и
восклицания.
предложение.
2.
Игра «Угадай-ка».
1
3. Наш дом. Слова –
предметы.
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
называющие предметы.
2. Игра «Кто или что?».
3. Развивать графические навыки.
1
4. Времена года.
Живые и неживые
предметы.
Мои игрушки.
5. Слова – предметы.
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
называющие предметы.
2. Игра «Живое - не живое?».
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
называющие предметы.
2. Игра «Что изменилось?».
1.
6. Наш дом. Слова –
действия.
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
называющие действия предмета.
2. Игра «Назови слово».
1
7. Природа – наш
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
учитель. Слова –
называющие действия предмета.
действия предметов 2. Игра «Кто что делает».
3. Развивать графические навыки.
1
8. Наш дом. Слова –
признаки.
1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
называющие признаки предмета.
2. Игра «Цепочка слов».
1
9. Природа и человек. 1.Закреплять умение отличать друг от друга слова,
Слова – признаки
называющие признаки предмета.
предметов.
2. Игра «Какой, какая, какое?».
1
1.
10. Космос –
1.
вселенная. Слово и 2.
3.
предложение.
Схема
предложения.
Закрепление понятий слово, предложение.
Игра «Путешественники».
Развивать графические навыки.
1
1
1
11 Земля как планета.
Слово и
предложение.
Схема
предложения.
1.
2.
3.
Закрепление понятий слово, предложение.
Игра «Цепочка слов».
Совершенствовать мелкую моторику.
12 Значение воды на
земле. Звуки.
1.
Закрепить понятие о звуках речи.
2.
Закрепление умения определять место звука в
слове.
3. Закрепление навыков звукового анализа слов.
4
13 Гласные и
согласные звуки.
1.
Закрепление умения определять место звука в
слове.
2.
Игра «Маленькие человечки».
3.
Развивать графические навыки.
1
1.
14 Значение воздуха
1.
на земле. Гласные и 2.
согласные звуки.
Закрепление навыков звукового анализа слов.
Игра «Составь схему слова».
2
15 Буквы И, Я, Е, Э
1.
2.
3.
Профилактика дизграфии.
Игра «Конструктор букв».
Совершенствовать мелкую моторику.
2
16 Буквы Б, В, З, Г
1.
2.
3.
Профилактика дизграфии
Игра «Дорисуй букву».
Развивать графические навыки.
17 Звук и буква Б-П
1.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Звонкие и глухие звуки.
2.
Игра «Угадай, как меня зовут?»
3.
Развивать графические навыки.
2
18 Звук и буква В-Ф
1. Развитие навыков слогового анализа. Звонкие и глухие
звуки.
2. Игра «Раздели на слоги».
3.
Развивать графические навыки.
2
19 Звук и буква З-С
1. Развитие фонематического слуха и восприятия. Звонкие
и глухие звуки.
2. Реши кроссворд.
3. Совершенствовать мелкую моторику.
2
2
20 Звук и буква Г-К
1. Развитие фонематического слуха и восприятия. Звонкие
и глухие звуки.
2. Буква потерялась.
3. Развивать графические навыки.
2
21 Звук и буква Д - Т
1. Развитие фонематического слуха и восприятия. Звонкие
и глухие звуки.
2.Отгадай ребус.
3. Развивать графические навыки.
2
22 Звук и буква Ж-Ш
1. Развитие фонематического слуха и восприятия. Звонкие
и глухие звуки.
2. Игра «Буква потерялась».
2
23 Разнообразие
природы. Твердые и
мягкие согласные
звуки.
1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Твердые и мягкие согласные звуки.
2. Игра «Перышко и камень».
3. Совершенствовать мелкую моторику.
1
24 Звук и буква Й
1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Игра «Вставь букву в слово и прочитай».
3. Развивать графические навыки.
1
25 Сложные буквы.
1.
2.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Угадай –ка».
1
26 Буква Я
1.
2.
3.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Найди букву».
Совершенствовать мелкую моторику.
2
27 Буква Е
1.
2.
3.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Зонтики для ежей».
Развивать графические навыки.
2
28 Буква Ё
1.
2.
3.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Собери слова».
Развивать графические навыки.
2
29 Буква Ю
1.
2.
3.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Найди букву».
Развивать графические навыки.
2
30 Твердые и мягкие
согласные звуки
1.
2.
3.
Игра «Веселые звуковички».
Игра «Дин – Дон»
Развивать графические навыки.
31 Природа и человек.
Слово и
предложение.
Текст.
Звук и буква Ц.
1. Развитие графических навыков.
2. Совершенствование навыков звуко- слогового
анализа.
3. Закреплять умения составлять и читать простые
тексты.
4
32 Предложение.
Текст.
Звук и буква Ч.
1. Учить самостоятельно составлять тексты.
2. Закреплять умения читать и понимать тексты.
3. Упражнять в печатании предложений под диктовку.
4
5
33 Рассказы о природе. 1. Закрепить изученные термины.
Звук и буква Щ.
2. Совершенствовать навык чтения и печатания.
3. Развивать графические навыки.
4
34 Путешествие в
1.
2.
прошлое живой
природы. Ударные 3.
и безударные слоги.
2
Совершенствовать фонематический слух.
Игра «Гусеница».
Развивать графические навыки.
35 Из истории ручки.
Ударные и
безударные слоги
1.
Совершенствовать навыки звуко-слогового
анализа.
2.
Игра «Звуковая мозаика».
3.
Развивать графические навыки.
36 Модели слов.
1.
2.
3.
Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.
Игра «Придумай слово по схеме».
Развивать графические навыки.
2
2
37 «В мире звуков и
букв».
1. Игра «Спаси колобка от лисы».
2. Развивать графические навыки.
1
38 «Почитаем,
поиграем…»
Звук и буква Р - Рь.
Звук и буква Л -Ль.
1. Совершенствовать навык чтения и печатания.
2. Развивать графические навыки.
3. Игра «Чудо-дерево».
2
Праздник «В стране
39 звуков и букв»
1. Демонстрация детьми знаний, полученных за период
обучения.
Итого:
1
72 часа